Godi, Firenze

Aug 12, 2013 07:53

Поскольку мой визит в город Флоренцию все откладывается, я хоть напишу, почему в него так стремится куча народу со всего мира, включая меня. Как Медичи всего лишь одна из многих итальянских правящих семей, занимавшихся крупномасштабным патронажем искусств, так и Флоренция далеко не единственный итальянский город, набитый произведениями этих самых искусств. Главное отличие Медичи  от коллег состояло в  том, что они на порядок больше внимания уделяли грамотному, можно сказать стратегическому самопиару (то, как это делал лично Лоренцо де' Медичи, описано в замечательной книге профессора F.W. Kent'a "The Art of Magnificence", рекомендую. Ныне покойный профессор - один из редакторов ПС писем Великолепного, не поп-историк).

То же можно сказать и об их родине. О наличии в мире этого мелкого итальянского города и полтыщи лет назад почивших Медичи знает любой невежественный читатель Дэнбрауна, даже если он не знает об Италии больше ничего. Сейчас-то мы говорим Флоренция, подразумеваем Медичи, и vise versa, но факт тот, что пиариться Флоренция стала задолго до выдвижения на авансцену Медичи. Причем это делали как сами флорентийцы, так и залученные туда на работу и пригретые интеллектуалы из других городов. И даже контрудары обиженных сограждан-изгнанников вроде Данте скорее способствовали популяризации Цветущей, чем наоборот.
В общем все это наверняка уже сто раз исследовано и написано, и все панегирики собраны где-нибудь и проанализированы - в силу исключительной пропиаренности города он и исследован и переисследован больше, чем любой другой старинный европейский центр. А вот то, как Флоренция рекламировалась в музыке, по-моему, еще никто не систематизировал.  Предлагаю идею и некоторый накопленный первоначальный материал :)

Первым номером хронологически пока идет мотет Паоло да Фиренце (то есть Павла Флорентийца, он же Тенор)  Godi, Firenze, po' che se' sì grande. Он интересен и тем, что это один из первых секулярных мотетов, дошедших до нас. Эту сложную полифоническую форму в начале 15 века на тексты нерелигиозного содержания обычно не тратили. Для них существовали шансоны, баллады, мадригалы и прочая мелочь.
Мотет был, судя по всему, заказан композитору городом, дабы увековечить победу 1406 года над соседней Пизой. Правь, Флоренция, морями Гром победы, раздавайся в общем, тот жанр. (Особенно забавно звучит, если представить размеры великой державы - впрочем, размеры Вселенной (tutto universo), в котором надлежит греметь их бессмертной славе, обозначены реалистично - это аж вся дрожащая от страха Тоскана).
Но не все так просто. Сей замечательный текст

Godi , Firenze , po' che se' sì grande
Che batti l' ale per terr' e per mare
Faccendo ogni toscan di te tremare.
Glorioso triunfo di te spande

Per tutto l' universo immortai fama,
Po' che Pisa tuo' serva ornai si chiama.
Giove superno e 'l Batista di gloria
Danno di Pisa al tuo popol vittoria.

является на деле парафразом отнюдь не комплиментарного, а вполне себе саркастического "славословия" упоминавшегося выше критикана Алигьери из 26 Песни "Ада":

Godi, Fiorenza, poi che se' sì grande,
che per mare e per terra batti l'ali,
e per lo 'nferno tuo nome si spande!

В переводе Лозинского эта и следующая терцины:

1 Гордись, Фьоренца, долей величавой!
Ты над землей и морем бьешь крылом,
И самый Ад твоей наполнен славой!

4 Я пять таких в собранье воровском
Нашел сограждан, что могу стыдиться,
Да и тебе немного чести в том.

Действительно, чего пропадать хорошим стихам, которые уже пол-Италии знает наизусть? Исправить и пустить в дело. Вот такой вот ренессансный постмодернизм.  А теперь слайды:

image Click to view


Исполняет Mala Punica

2. Про следующий мотет в списке могу сказать очень мало, поскольку текста его в Интернете не нашлось, а латинист я не настолько сильный, мягко говоря, чтоб понимать на слух. Его автор Антонио да Чивидале (латинизированный как Антониус де Чивитате), как видно по прозвищу, был родом из фриуланского городка Чивидале. Еще известно, что он принадлежал к ордену доминиканцев и по всей видимости в 1414 г. жил во Флоренции, где собратья и заказали ему написать нечто в честь новоназначенного Генерального Магистра ордена, местного уроженца Леонардо Дати. Естественно, прославление великого человека не могло обойтись без прославления города, воспитавшего его таковым. Можно догадываться, что именно в этом ключе и был написан O Felix Flos Florentia.


Исполняет ансамбль Reverdie

3. Несмотря на то, что флорентийцы действительно активно пытались подмять под себя всю бескрайнюю Тоскану, ярлык великой военной державы к ним не клеился никак, сколько Данте ни перелицовывай. И они это в общем понимали, что видно и по текстам следующей серии мотетов, прославляющих совсем иные добродетели города.
Когда флорентийцам наконец удалось закончить строительство Санта-Мария-дель-Фьоре, они не стали мелочиться и, посоветовавшись с Папой, пригласили величайшего композитора того времени сочинить музыку для освящения собора. Гийом Дюфаи приехал, написал требуемый Nuper Rosarum Flores и остался погостить на пару лет - город ему понравился. Да так, что он написал еще два секулярных мотета, посвященных уже сугубо Флоренции и ее приятным во всех отношениях обитателям и обитательницам. Заказывал ли ему их кто или он проявил творческую инициативу, неизвестно. Известно, что богатых поклонников у него хватало, в том числе засветился и (сюрприз!) Козимо Медичи.
Salve Flos Tuscae gentis, Florentia (Славься, Флоренция, цветок Тосканы) может служить образцом для такого рода панегириков. Это вам не "кипучая, могучая". Итак, Флоренция - родина ("богатая мать") ученых и церковных мужей, ее сыны прославили ее во всех областях наук и искусств, как у себя дома, так и заграницей. Соответственно, слава Флоренции гремит по всему населенному миру, а не какой-то там абстрактной гиперболической Вселенной (quae fama totum diffusa per orbem/ Et vehis et natos mittis ad astra tuos.) Далее Дюфаи не забывает поблагодарить флорентийцев за теплый прием, оказанный ему и его коллегам-певцам. Любопытно, что он понимает и важность себя как рекламиста, и обещает продолжать работать в том же духе, чтобы Флоренция и далее продолжала жить воспетой в его песнях:

Fessus ego haud cantu,
Vos en defessa canendo,
Sed tu carminibus vive canenda meis!

Salve Flos Tuscae Gentis - общепризнанный маленький шедевр Дюфаи, существует множество его исполнений, которые легко найти в youtube вместе с текстом и даже английским переводом. Да, и если кому-то уже надоело тавтологическое сравнение Флоренции с цветком, которое народ так щедро эксплуатировал, хочу напомнить, что Цвет Цветков - Flos Florum, Florens Rosa и т.д. - один из принятых в те времена тропов для обозначения Богородицы, именно Ей посвящен и всем известный кафедральный собор Флоренции. Так что тут намек еще глубже, а лесть - изощреннее.

image Click to view


Исполняет Ensemble Musica Nova

Последнюю строфу галантный фламандец целиком посвятил местным нимфам и наядам. Однако этого ему показалось мало, и прекрасным флорентийкам (и какой-то оставшейся неизвестной традиционной Лауре-Беатриче в частности) посвящен также отдельный мотет - Mirandas parit haec urbs florentina puellas - Как много девушек хороших на улицах Саратова удивительной красоты и изящества бывают флорентийки, прекрасной Елене подобные, и так далее...


Исполняет ансамбль Reverdie, кажется, их нет на youtube

4. Мы видели, что  рекламные материалы сочиняли местные труженики, потом и международная знаменитость приехала на гастроли, а Лоренцо де' Медичи пошел еще дальше и нанял иностранного профессионала работать на постоянной основе. Генрих Изак был, конечно, талант меньшего калибра, чем Дюфаи, но впрочем, часто шел вторым номером после общепризнанного в то время первого - Депре. Работы ему Лоренцо давал предостаточно, то медичейскую кричалку напиши (Palle! Palle! ага), то что-нибудь в честь военной победы, то праздник святого патрона города на носу, то карнавал. Наконец, иногда собственный несвятой, но великолепный патрон Изака желал положить на музыку свои стихи, или хотя бы стихи Полициано. В ряду этих заказов нашлось место и очередному прославлению Флоренции, которое от лица богинь вставили в карнавальную программу. В одном альбомном буклете его текст даже назвали "как будто взятым из рекламного проспекта" :) Впрочем, по большей части он не в настоящем времени, а  в будущем, хотя и в уверенном будущем:

[fara] Terra sempre Fiorenza in canti et riso
E dirassi Fiorenza el paradiso

Флоренция станет не только самым известным городом под солнцем, но даже и раем на Земле :) Данте на них не хватало - хотя Савонарола, скорее всего, если еще на тот момент и не явился, то уже собирался к ним в гости.
Ne piu bella di queste (Canto delle Dee) - Hilliard Ensemble

paolo da firenze, musica nova, Медичи, hilliard, mala punica, reverdie, полифония, il magnifico, слушать, dufay, музыка Кватроченто, antonio da cividale, Флоренция, Ренессанс

Previous post Next post
Up