60
именно мольтке старший, легендарный победитель при кёниггратце и седане, в своей речи в рейхстаге 14 мая 1890 года предосторегал об опасности новой войны на континенте: великие державы европы, вооружённые как никогда, вступают в войну друг с другом; ни одна не может быть разгромлена в одном или двух походах так, что бы не смогла возродиться, пускай спустя год, дабы возобновить войну. господа, возможно это будет семилетняя, а возможно и трудцатилетняя война - и горе тому, кто первым поднесёт фитиль в пороховой бочке.
73
бисмарк - после побед 1866 / 1871 и экономического подъёма индустриальной революции - отдавал себе отчёт в том, что мощь германии побудит объединиться остальные страны, что бы компенсировать превосходство рейха. поэтому он при любой возможности заявлял, что германия довольна существующими границами и позицией в machtgefüge европы, вступил в союз с венским императорским домом, подстраховался касаемо ри пактом о ненападении и делал всё возможное, что бы установить хорошие отношения с англией.
последние заметно ухудшились в последнем десятилетии 19 века: причиной тому были не только колониальные амбиции и планы по созданию военного флота немцев, но и экономическое соперничество. если в германии боялись окружения врагами, то в англии были распространены страхи перед упадком, причём опасение империaльного перенапряжения (imperiale überdehnung) перекликалось с беспокойным взглядом на напирающего экономического конкурента.
разумеется, между немцами и англичанами не было фундментальных спорных пунктов, а экономика была так переплетена, что можно было говорить о взаимной зависимости; немецкие предприятия были важнейшими партнёрами британских в европе. [...] но между тем германия оставила англию, родину индустриализации, в таких ключевых отраслях как производство стали далеко позади. trade mark act имел целью дискриминировать немецкие товары как дешёвые и низкосортные - однако штамп "made in germany" стал знаком качества, что усилило чувство угрозы немецкой индустрией. использование британскими политиками фразы cato "germaniаm esse delendam" (германию следует уничтожить) пoказывает, насколько опасным считалась соперничество германии.
романы, изданные в десятилетие до начала войны, говорят о наличии страхов и военного характера. по примеру george t. chesney's "the battle of dorking" 1871 года, где речь идёт об вторжении французских и российских войск в британию, изданные в 1903 the riddles of sands (erskine childers) и в 1909 the invasion (william lee queux) повествуют о немецких войсках, высаживающихся на острове, что бы подчинить британию немецкому мировому господству. немецкие военные планы не включали в себя десант в англии и строящийся флот не имел задачи его обеспечения, но для британских стратегов вооружение флота было достаточным основанием для размышлений о планах превентивного нападения.
время меняется: контроля над морями недостаточно - во время крымской войны передислокация войск из москвы к берегам чёрного моря по суше требовала больше времени, чем плавание на корабле от устья темзы до крыма через средиземное море и босфорский пролив (75), теперь же благодаря железной дороге евразия стала центром геостратегического владения миром.
не допустить союза германии и россии - этот императив определял политику британии до пмв. (76) опасения того, что немцы разгромят французов, достигнут атлантики и получат доступ к мировому океану, в т.ч. привели к тому, что англия в 1904 заключила entente cordiale с францией, спустя три года достигла конпромисса с ри и т.о. закончила great game.
стратегически (weltpolitisch) британия теперь была против германии.
++++++++++++++++++++
два брата-акробата (обменявшись платьем, 1905)