unmixing europe, или косово повсюду (karl schlögel / карл шлёгель, 1999)
Nov 06, 2013 23:19
зачищенная европа
[Spoiler (click to open)]немного было местностей в восточной и центральной европе без опыта депортаций-переселений. везде можно встретить людей, живущих не там, откуда они родом; они носят свои родины с собой. болгары потеряли македонию, сербы - косово, итальяны - фиуме, немцы - восточную пруссию и шлезию, поляки - кресы, вильну и лемберг, венгры - темешвар и трансильванию, турки - тракию, греки - смирну и констанинополь. [...] память не исчезла - об этом можно судить по польским туристам в вильнюсе, где похоронено сердце пилсудского, или немцам у могилы канта. в головах до сегодня осталась память о насилии - расстреляной штурмовиком колонне беженцев, [...], женщинах, которых никто не мог защитить.
на картах, пытающихся визуализировать демографические перекосы военного времени, пересекаются векторы и стрелки, которые символизируют насильственное переселение миллионов людей. нет в европе не затронутого [трагедией] уголка: пострадали финны и румыны, русские и российские немцы, крымские татары и тирольцы, греки малой азии и турки салоников, болгары добруши. жилища изгнанных стали пристанищами изгнанным в другом месте. рядом со всем этим - не этническая чистка, а - геноцид европейских евреев.
unmixing europe - не метафора, а видоизменённый континент. европейское еврейство более не существует. на месте былой польши из пепла восстала новая польша, немецкий восток [часть самой германии] прекратил своё существование, и немцев в средней и восточной европе больше нет. [...] из многонациональных довоенных государств возникли более или менее этнически однородные образования. государственная территория, народ и язык совпадали как никогда ранее.
[...] разные конфессии были заменены одной - "национальной". целые профессии, ранее идентифицировавшиеся с определёнными группами населения - юристы, банкиры, врачи - исчезли. изгнание одних повлекло за собой "социальную революцию": бывшие представители "расы господ" оказались за границей, что не только открыло пути вверх, но и повлекло за собой нивелирование и примивитивизацию социальной структуры [?]. одним словом: европа стала не только менее напряжённой, но и менее комплексной, менее богатой разнообразием и структурой, обеднела почти во всех смыслах.
то, что было характерным для европы (и что было не только слабым местом, но и имело следствием удивительную продуктивность и гибкость) - существование переходных зон, чересполосица и смешанная культура европейских городов - более не существует.
война была в процессе пурификации величайшим упрощателем и самым радикальным заострителем. она зачищала местость и как волну гнала перед собой беженцев. [...] то, что осталось от той смешанной европы - сегодня добивается падающими на новый сад бомбами; исчезает на минированных тропинках, в лагерях беженцев в македонии и албании.
этнические чситки не проходят без особенной ненависти и без особенных зверств. ведь нападают друг на друга не чужие люди - а жители одного и того же города, говорящие на одном языке, зачастую соседи. изгнание не удастся без ненависти - кто хочет прогнать живущие поколениями целые народы, должен прибечь к крайним мерам. террор, животный страх, переход неписанных границ мыслимого, быстрое нападение на находящиеся в ступоре жертвы, акция на рассвете - вот важнейшие цели, стоящие за любым "эксцессом" (bedingungen für das kalkül, das in jeder ausschreitung steckt).
везде в европе есть люди, которые знают, что произойдёт, если никто не вмешается, когда будет господствовать толпа. везде есть люди, которые испытали этнические чистки на себе. [...] по виду сегодняшней европы не скажешь, что она возникла из бойни. она состоит, если мы присмотримся и прислушаемся к интонациям её жителей, из свернувшихся ручейков беженцев. европа была везде балканами - они не так уж и чужды нам, как кажется в момент ужасания.