Новый альбом Мано Соло "Rentrer au port" выходит в сентябре на лейбле Wagram. В октябре начинается тур в его поддержку. Если по мере продвижения в работе над предыдущим "In the garden" на интернете появлялись клипы, записи песен, то на сей раз шансонье (за исключением фрагмента предоставленного на mySpace) хранит заговор молчания. Хотя, даже если пластинка не выйдет столь же удачной, как предыдущая, то все равно она станет событием, поскольку неудача Мано Соло - достижение по меркам кого-нибудь еще. Как всегда, графика автора будет дополнительным поводом для приобретения "оригинальной" версии альбома.
Вряд ли кому-то сегодня, в 2009 году, надо доказывать что Эммануэль Кабю, (так в жизни зовут артиста, графика, живописца и книгоиздателя Мано Соло) уместно смотрится при упоминании через запятую если не с Жаком Брелем, то уж точно - с Рено (любимым шансонье по признанию Мано) или Лео Ферре, а если один из таких его шедевров, как "Allez viens", "Les Gitans" или "Il m'arrive encore"еже не попал в какой нибудь список "главных пятидеяти (ста) франкофонных песен", регулярно публикуемыми всевозможными медиа-академиками, то это только потому, что появились они даже не позавчера, а вчера вечером, и их обескураживающая интонация еще не до конца переварена, казалось бы ко всему готовой публикой.
Начавший свою карьеру в панк-группе Les Chihuahua, Мано Соло, настолько же насколько он являет своим творчеством часть протестной контркультуры, является антиподом любых провокаторов, от Сержа Гинсбура до Иэна Кертиса и Joy Division, не говоря уже о всевозможных "готических" командах или эпатажниках вроде Егора Летова или Эми Уайнхауз. С его языка приодически срываются фразы типа "свобода или смерть? - у меня есть и то, и другое!", обескураживает не это. Произносит он их не истеричным голосом молодежного бунтаря, который при соблюдении правил техники безопасности перебесится, и станет почтенным, а с застенчивым сарказмом человека, примирившегося со смертельным приговором врачей. Приговором, из которого он с одной стороны не делает секрета, и о котором с другой стороны стесняется говорить, дабы его работу никто не рассматривал через исключительно эту призму. Парадокс оказывается в том, что публике принять провокаторов и паровозных свистков оказывается проще, чем всестороннего и гармоничного человека, живущего в дискомфортном, страшном мире, стоящего одной ногой в могиле, и при этом испытывающего перед жизнью восторг борхесовского Парацельса, уверявшего, что "создатель вселенной в принципе не мог создать ничего, кроме рая", - если угодно, такого экзистенциалиста со знаком плюс. Нужно ли говорить, что в подобной позиции любой эпатаж теряет смысл, а то что им поначалу кажется, на поверку оказывается высокой поэзией. Причем, если поначалу в этих песнях берет за горло энергия текста, то потом замечается этого текста абсолютная пригнанность.
Про новый альбом не могу сказать ничего. Неизвестен ни состав музыкантов (а Мано Соло всегда привлекает для свей работы интересных людей, то гитариста Напо Ромеро, то интереснейшего мадагаскарского джаз-фолкового аккордеониста Режи Гизаво, известного также по работе с корсиканской вокальной группой I Muvrini), ни звук этого состава. В скором времени нам предстоит узнать, и убежден, что не разочароваться.
И еще - на веб-сайте manosolo.net все еще можно приобрести билеты на концерт Мано Соло 12 ноября в Олимпии. Если бы я был в это время в Европе - пошел бы не думая долго.
Click to view
Click to view