По итогу обсуждения темы «Вера и убеждение» (
https://latifaschwalbe.livejournal.com/12673.html) главным выводом стало предположение о том, что ключевое различие в познании у верующих и атеистов лежит в области мотивации, а не структуры знания. Принятие тех или иных недоказанных убеждений можно обнаружить в мировоззрении и тех, и других, однако отношение к ним существенно различается.
Обе стороны в той или иной мере сознают, что недоказанное убеждение в структуре знания является проблемой, но по-разному пытаются ее преодолеть. Атеисты стремятся минимизировать уровень бездоказательности суждений, так как открыто признают их серьезным изъяном. Верующие борются с этим недостатком принципиально иным способом - разносторонними попытками обосновать преимущество принятия суждений на веру. На фоне этих попыток отдельные акты необоснованной веры (вера в Послания, пророчества, реликвии и т.п.) для обоснования знания приобретают в их системе ценностей нравственно позитивную оценку.
Вероятно, так происходит в результате нацеленности верующих всегда оставаться при своей гипотезе о Творце, которая хотя и способна со временем несколько модифицироваться, в главном же остается, однако, практически неизменной. Познающий атеист преследует своей целью выявить сложность мироустройства, не прибегая к центральной гипотезе верующих, и охотно модифицирует со временем практически любые свои построения сложных причинно-следственных цепочек. Поэтому, на мой взгляд, можно говорить о в некотором роде гносеологическом консерватизме и либерализме в контексте центральной проблемы.
Выявление в перспективе познаваемого многообразия сложности выступает против признания недоступности познанию способа и процесса творения. Верующими выдвигается идея о том, что сотворенность можно обосновать той самой сложностью, и сложность эта непознаваема своей неисчерпаемостью. Но сама по себе сложность не может быть обоснованием креационизма, так как последний также содержит в себе постулат о ничем необоснованной и предсуществующей сложности Творца. В обоих случаях допускается изначальная сложность, лишь по-разному вписанная в мир. И в обоих же случаях неизвестно, является ли сложность неисчерпаемой. Различается, однако, степень готовности видоизменять представления о сложности, а также выводить (или нет) этические запросы за рамки познания.