О потрясающей мотивации

Aug 09, 2019 23:20

1. Вижу цель, не вижу препятствий

Все родители знают, как здорово дети осваивают новые штуки - с удивительным терпением, настойчиво и неуклонно малыш пытается дотянуться до игрушки. Его не останавливают неудачи. Он изыскивает возможности. Он доволен тем, что у него получилось, и этого достаточно.





В черепной коробке находится настоящая машина познания! Хватать, ползать, ходить. Доставать из коробки, комбинировать, изобретать. Самое сложное - понимать других людей. И всё это - автоматически, без учителя, по собственной инициативе. «Я умею!»

Мы все знаем о людях, которые сделали много полезного - например, один подарил нам нормальные телефоны, а другой собирается на Марс и заодно делает электрические автомобили. Их публичный образ - точно такой же: я хочу! Вижу цель! Попробовать. Упасть. Встать. Попробовать снова. Снова упасть. Снова встать. О, кое-что получилось! Отлично! Я буду пробовать ещё и ещё! Сегодня, завтра, послезавтра, в среду и в четверг, с утра и до вечера, всё своё свободное время, я устану, засну, проснусь и сразу же продолжу снова.

Это постоянство намерений производит впечатление. Может, на Марс и не попадёт, но видно, что очень сильно старается. Это так по-человечески! Все мы были такими - как маленький космический корабль на верхушке огромной ракеты-носителя преодолевает земное притяжение, беспомощный младенец своей волей к познанию превращает себя в свободного человека. Только своей? а как же родители, как же всё окружение малыша? Да, конечно, малыш радостно использует всю нашу поддержку, и всё равно - это его заслуга, он развивается сам.

2. Немного про меня (и про мою маму)



Дети учат себя сами, и они же выбирают, чему учиться. С беганием, прыганием и болтовнёй обычно вопросов не возникает. А вот искусство счёта, тайны пятёрок и двадцаток уже интересны не всем детям и не одновременно - очень многие полностью учат себя сами, лишь иногда уточняя у родителей: десять - это пять и пять? А некоторые не проявляют никакого интереса к числам - конечно, можно им устраивать тренировку, но сами - нет.

Когда я был маленьким, меня пригласили в математический кружок. Там были ни на что не похожие задачи, и это мне очень понравилось! Было непонятно, что с ними делать - но ребята вокруг меня как-то с ними справлялись. В первый год дела шли не особенно хорошо, но постепенно я врубился в правила игры, и ко второму году задачи стали решаться хорошо, а на третий мне уже стало не очень интересно, и я пошёл в туристический кружок :)

У моей мамы другая история: в раннем детстве у неё не было красивых, хорошо одетых кукол - только самые простые пластмассовые пупсы, даже без волос. Семья была совсем небогатая! Тогда она сама стала делать для них одежду - бабушка не помогала, но и не препятствовала, лишь бы ребёнок не мешал! Сначала она освоила ножницы, а потом и иголку, выкроила и сшила куклам одежду, и даже сделала волосы из ниток. И в конце концов её куклы стали лучше настоящих, дорогих кукол, которыми играли её подружки!

3. Ключ на старт... Пуск. Зажигание... Поехали!

«Ракетный двигатель» может включиться при соблюдении нескольких условий. Наверное, так:

  1. нужна «разность потенциалов»: новый навык обещает какие-то удивительные возможности - или, наоборот, все уже умеют, а я вот нет, и это создаёт трудности. Первое гораздо лучше второго.
  2. нужна вера в себя. Очень нужна! Грустно, но дети довольно часто подвергаются демотивирующему воздействию, в том числе со стороны образовательных учреждений. Нужно этому противостоять. Честная уверенность в себе получается из честных самостоятельных успехов.
  3. нужно достаточное количество сил и свободного времени
  4. нужна свобода принятия решения, в том числе возможность полностью отказаться. Здорово играть в свою собственную игру, проживать своё приключение, а принуждение всё портит! А вот некоторое сопротивление среды может быть и полезным: ладно, программируй, но не больше 30 минут в день, и точка.
  5. поддержка. Правильная поддержка немного добавляет смелости и ни в коем случае не забирает инициативу. Вовсе не обязательно, чтобы рядом был знаменитый мастер: часто достаточно, например, любящей бабушки, которая совершенно не разбирается в программировании.

И всё равно такое состояние - это чудо, и нет никакого способа сделать так, чтобы ребёнок что-то полюбил. Но можно не мешать!



NASA/Bill Ingalls

А если «двигатель» не включился, то ученик напоминает чемодан: его можно с некоторым трудом тащить, но сам по себе он склонен к покою. Нужно ли тащить? Иногда кажется, что нужно: вот, нам бы сдать этот экзамен, его обязательно нужно сдать, у нас всего месяц.. Но такое таскание рушит детям самооценку: они начинают думать, что сами по себе они ни на что не способны.

На самом деле ценность представляют вовсе не знания и не навыки (к тому же их бесполезно приобретать «на будущее»). Опыт возвращения в то естественное состояние, когда ты не боишься нового, ты окружён новым со всех сторон, сам решаешь, что тебе делать, а неудачи не печалят - вот что имеет ценность! Ты расходуешь много сил - но удивительным образом силы не заканчиваются.

4. Теперь про математику



К счастью, настоящая математика - удивительная и свободная игра ума - прекрасно подходит для самостоятельного постижения. Легко «решать» уже известные задачи, но что делать в новой, по-настоящему незнакомой ситуации? Математика так трудна! Здесь может помочь только умение думать самому, рассчитывать только на себя - то, что так хорошо получается у маленьких детей.

Я собираю группы из заинтересованных ребят - и делаю всё, чтобы им стало ещё интереснее! Именно благодаря таким ребятам у меня собралась коллекция из красивых задач, думая над которыми, можно самостоятельно догадаться до всего, что принято прочитывать в учебниках (и до многого другого). Необходимые технические навыки очень хорошо прокачиваются в играх.



Задача учителя - предложить что-нибудь интересное! Можно и нужно поддерживать и подбадривать, но нельзя подсказывать. Думаешь, что решил? Докажи! Такие вещи здорово делать вместе: ребята учатся ясно выражать свои мысли, а мне остаётся только немножко модерировать дискуссию.

Постепенно ребята становятся сильнее: У вас, кажется, противоречие! А почему нельзя делать вот так? А вы расскажете нам про вот ту штуку, о которой мы читали в интернете? Смотрите, что я придумал вчера!

Мы хотим к вам на занятия!

О кружке: когда, где и сколько стоит. И обо мне

Записаться на занятия

Хочу ещё статей!

Вступайте в моё сообщество: https://vk.com/philipacademy!
Previous post Next post
Up