Никогда не показывайте и подсказывайте! (А что же тогда делать?)

Jul 18, 2019 19:40


Довольно часто на занятия приходят любознательные ребята - и, как правило, у них обнаруживаются умные и симпатичные родители, которым тоже нравится думать обо всём на свете.

Возникает вопрос - зачем тут нужен я? Совсем не трудно найти или придумать хорошие задачи.. Конечно, ещё лучше было бы заниматься в группе - я стараюсь собирать такие группы, в которых детям интересно друг с другом.

Но я сейчас вот о чём: иногда (например, после занятия), я даю загадку в присутствии родителя. И очень многие родители делают одну и ту же ошибку:

Сколько ножек у восьми осьминожек? (Паренёк задумался.) - Шестьдесят четыре! подсказывает мама. Разве ты не помнишь? Мы же учили с тобой..

Как часто детям подсказывают, советуют, проверяют ответ!
«Неправильно, подумай ещё! (Или: Молодец, правильно!)
Эта задача решается с конца!
Составь уравнение!
Раздели на 10!»
Нужно, обязательно нужно, чтобы ребёнок выдал правильный ответ прямо сейчас!

Лучше сделать так:



Сколько ножек у восьми осьминожек? Паренёк задумался. - Через минуту: Не знаю! Я запутался!
- Вот тебе камешки! (выдаётся ведро камешков или фасолин).
Через пять минут: я сосчитал! 64 ножки! (или 62 ножки, неважно)
- Ты уверен? Ты хорошо сосчитал?
[В группе проще - у всех получится по-разному, и обсуждение начнётся само, мне остаётся только модерировать дискуссию]
Через минуту: да! Я уверен! - Что ж, расскажи!

Кто-то сделает 8 кучек по 8 камешков. Это хорошо: без кучек можно случайно сосчитать 9 раз по 8. Некоторые догадываются взять одну кучку и дополнить из неё оставшиеся до 10. Кто-то просто объединит кучки и сосчитает всё подряд. Не самый надёжный способ, но почему бы и нет!

Кто-то выложит квадрат - ещё лучше. Иногда (редко) бывает даже так:
- Их 60! Смотри: 10 раз по 10 - было бы 100. Но сверху не хватает 20, и ещё сбоку 20 - значит, 100-20-20=60.

Кто-то вообще не воспользуется камешками и сделает всё в уме.

Часто дети сразу видят свою ошибку: нет, не 63! подожди, я ещё раз посчитаю!

Если в конце концов ребёнок говорит уверенным голосом, я отвечаю:
- Хорошая работа! Звучит разумно. Ну давай это запишем на память: 8 раз по 8 = 63 (или 64, неважно.)

Если ученик совсем запутался и не уверен ни в чём - предлагаю отдохнуть и подумать потом, если захочется, а пока поиграть во что-то несерьёзное. (Малыши могут даже расплакаться!)

И всё. Заметьте: ребёнку никто не подсказывал! Это - его собственная история, его ответственность. Ошибки - это приключения! Даже лучше, если они будут. Пусть получится не сразу! Будет что вспомнить.

Филипп, а помнишь, я насчитал 63? такого не может быть! ведь 7 раз по 9 - это 63.. - Ну и что? 7 раз по 9 - то же, что и 8 раз по 8, ничего странного. - Ага..

Нельзя: подсказывать, советовать, проверять ответ!
Так мы украдём радость победы. Ребёнок будет знать, что без подсказки он бы не решил - даже если это не так! И его самооценка снизится, и знакомые задачи он будет решать с удовольствием - а вот незнакомых он будет избегать. Вдруг не получится? Мы ведь это не проходили..

Думать трудно! Когда ты думаешь сам - ты один, ты в темноте. Тут нужна смелость! Ничего не получится без честной уверенности в собственных силах.

Нужно: слушать ребёнка, если он хочет высказаться.
Можно говорить: тут я тебя не понимаю, объясни по-другому, пожалуйста!
Если задача очень трудная, но ребёнку очень интересно, то иногда допустимо в рамках активного слушания указать на совсем очевидный прокол вроде трижды три = шесть. Но лучше этого не делать! Лучше, если задача решится через месяц или через год, но самостоятельно.

Можно и нужно всячески подбадривать!
(Часто достаточно просто побыть рядом)

Можно выдать материал для экспериментирования:
Монетки, камешки или портновский метр для арифметики, "лодку" и "человечков" для задач про переправу, геометрическую картинку можно выложить тонкими плоскими палочками, которые легко передвинуть - и так далее.

Можно побыть секретарём:
записать рассуждения ребёнка, ответ, промежуточные вычисления. Нарисовать аккуратный квадрат, если ребёнок попросит об этом.

- А что делать, если ребёнок сам спрашивает у взрослого: это правильно?
Мне важно, чтобы ребёнок учился рассчитывать на себя - ну, примерно как на детской площадке. В самом начале ок съехать с горки вместе или подержать за ручку, но потом помощь начинает вредить. Пока ребёнок совсем не уверен в себе, нужно говорить правду, но постепенно дети сами перестают спрашивать совсем простое. Тут уже можно, например, сказать "да" про что-то очевидно неверное: Филипп, а 100 раз по 100 - это 1000? Да!

И как ты реагируешь, если в конце занятия дитя утверждается в неправильном ответе? Какую-то вербальную или невербальную реакцию ты же все-таки выдаёшь?
Я как раз приложу все возможные усилия, чтобы сбить его с толку! Через неделю будет весело: ты меня обманул!!! 64 и 63 - это не одно и то же! Я там забыл один камешек сосчитать! Ребята быстро понимают правила игры и учатся твёрдо стоять на ногах.

А какие задачи стоит предлагать? Только такие, которые ребёнок захочет и сможет решить сам - но не обязательно сразу, конечно. Над чем-то придётся думать долго! В среднем 50% задач дети решают сразу, 25% - хорошенько подумав, после нескольких попыток, 25% вообще не решаются. Это ок, почти все они решатся через год.

Для малышей никакой задачник не нужен, зато хорошо идут бытовые, общеизвестные вещи: вот сидят три кошки, сколько у них ушек? как разделить круг на три одинаковых части? в каком порядке лучше посетить магазин, аптеку и почту? сколько разных флажков мы сможем сделать из этой цветной бумаги?

А если не захочет и не сможет? Если нам нужно научиться делить в столбик, например? Это же скучно, да?
Тут я советую научиться делить без всякого столбика, начиная с простого: сто на двоих, на четверых, на пятерых.. Сто на троих.. 111 на троих.. Всякие случайные числа на два, на пять, на три.. Случайное двузначное на однозначное.. Трёхзначное на однозначное.. Ребёнок сам до всего догадается, и изобретёт много своих собственных приёмов. Ну, а когда научится делить по-своему, можно будет и про столбик рассказать!

Самое замечательное - когда ребята начинают задавать свои собственные вопросы, делать наблюдения и так далее!
Филипп, смотри, что я заметил: 1×1=1, 2×2=4 - больше на три. 3×3=9 - больше на пять. 4×4=16 - больше на семь. Интересно, так будет всегда?

Хочу ещё статей!

Вступайте в моё сообщество: https://vk.com/philipacademy!

Previous post Next post
Up