Как искусственный интеллект связан с преподаванием математики в школе и дома

Dec 24, 2018 16:39


Шестьдесят восемь лет назад, когда биты и байты ещё можно было потрогать руками, а достижения искусственного интеллекта сводились к игре в крестики-нолики, человечество уже всерьёз задумалось об утрате монополии на разумность. А что, собственно, имеется в виду? И в 1950 году великий Тьюринг предложил Тест Тьюринга: если машина сумеет прикинуться человеком в рамках текстового общения - то разум есть, машина мыслит! Концепция эта очень интересная, времена были очень романтичные, а Тьюринг слишком хорошо думал о людях, потому что не читал комментарии в ютубе, но я вообще не об этом хотел рассказать. Это была присказка.



А сказка заключается в том, что уже в 1980 году американский философ Джон Роджерс Сёрл предложил замечательную идею, у которой были некоторые шансы отвоевать назад наше исключительное право на разумность. Википедия говорит нам: представьте комнату, в который находится человек, не знающий китайского языка, а в руках у него - толстая и очень скучная книга, битком набитая очень сложными инструкциями (не на китайском). Также в комнате находится множество табличек с иероглифами. Под дверь комнаты периодически подсовывают новые таблички, человек же немедленно открывает свою книгу, где написано, что ему делать в таком случае, и тщательно выполняет инструкции, перекладывает карточки, делает вспомогательные заметки, щёлкает счётами и т.д. - в результате чего из-под двери иногда вылетают таблички с другими иероглифами. И у китайца, ведущего переписку с Комнатой, создаётся ясное впечатление, что внутри находится кто-то очень умный, образованный и разносторонне мыслящий. А на самом деле там внутри усталый и ничего не понимающий человечек, и разлохмаченная толстая книга, и таблички.

Таким образом, заключает Сёрл, очевидно безмозглая система проходит тест Тьюринга, и, значит, тест этот никуда не годится и ничего не значит. (Не слушайте роботов, что бы они о себе не говорили!)

На мой взгляд, эта попытка человеков убедить себя в своём же окончательном превосходстве напоминает дискуссию, возникшую среди слонов (как возможен разум без хобота?) И, наверное, в один солнечный день машины нам всё же покажут, где раки зимуют, по крайней мере, их успехи в игре го чрезвычайно впечатляют. С другой стороны, мы всё-таки прекрасно чувствуем, когда наш собеседник разговаривает на языке, продолжения которого не знает, и шестьдесят восемь лет человеки успешно удерживают лидерство в дисциплине «прикинься человеком».

Думаю, что читатель отлично понимает сам, какое отношение имеют все эти мысленные эксперименты к решению уравнений с параметрами, упрощению примеров с логарифмами и тангенсами, заучиванию доказательств теорем и даже к искусству сдачи егэ на сто баллов. Они проливают некоторый свет на природу и предназначение учебных пособий, старых и новейших, и говорят нам кое-что о сущности любых экзаменов. Как учитель, я прекрасно знаю, как здорово угадывают ученики по моей реакции, верный у них получился ответ или надо повозиться ещё - и перед моим мысленным взором снова встают серые стены, стеллажи с карточками и огромная толстая книга.

(Но иногда мне удаётся убедить ребят в том, что неверное верно - или так получается случайно. И даже бывает так, что какой-нибудь сообразительный ученик через недельку всё-таки начинает что-то подозревать!)

Знаете что? На самом деле проблема вовсе не в том, что школьники иногда бездумно выполняют инструкции, чтобы выглядело так, как будто они думают сами. Нет! Тренировка - это хорошо (она высвобождает силы для дела), и даже прямые инструкции бывают оправданы (невозможно изобрести все велосипеды самостоятельно). И с занудными (или ошибочными) учебниками - тоже можно жить. И даже избыточный контроль знаний можно как-то терпеть.

Но иногда мне кажется, что никто не читает наши карточки, и за дверью - ещё одна китайская комната.

И в этой бесконечной машинерии нам оказывается не с кем поговорить.

Teaching is not about information. It’s about having an honest intellectual relationship with your students. (P. Lockhart)

(Работа учителя заключается не в передаче знаний. Речь идет о честных интеллектуальных отношениях со своими учениками - Пол Локхарт)

Previous post Next post
Up