Решил я тут посмотреть фильм-катастрофу «Метро».
Не досмотрел. Стало скучно, как-то все показалось затянуто, фальшиво, неестественно. Бросил. Но отзывы тем не менее в сети почитал. Кому-то не нравилось, кто-то был в полном восторге, и у как раз восторженных зрителей лейтмотив высказываний был такой - первый после «Экипажа» национальный фильм-катастрофа. Ну, если не зубоскалить, мол, последние двадцать лет у нас что ни фильм - то катастрофа, а обратиться строго к жанру - я, если честно, не поверил. Были у меня ощущения, что в СССР снимались и другие фильмы этого жанра. А потому - вот небольшая подборочка фильмов-катастроф, выполненных в жанре соцреализма (всем известный «Экипаж вынесу за скобки, ну, что о нем говорить)
«713-й просит посадку». 1962 год.
Редкостная идеологическая пыжня, снятая на среднем художественном уровне. Собственно, фильм можно было бы не снимать, для нас, просвещенных, весь сюжет фильма заключен уже в названии. Пилотам некоего иностранного самолета (ох, опасались тогда конкретики) подмешали в питание отравы, и некоторое время пассажиры летят в небе под управлением автопилота. Делегация советского правительства, летящая первым классом, предусмотрительно опаздывает. В итоге, каждый проявляет себя как может. В финале, чтобы не портить вам удовольствие от просмотра (ну, если кто сподобится), скажу лишь обще - выведен звериный оскал империализма. Ну и в качестве дополнительной затравки - совсем молодой Владимир Семенович Высоцкий в роли американского морпеха.
«День ангела». 1968 год.
Худо-бедно а режиссер Станислав Говорухин. Про Путина, «Единую Россию» и Государственную думу - он еще ничего не знает. А потому - снимает хорошие фильмы. «Место встречи» и «Дети капитана Гранта» будут попозже. А это - фантазии на историческую тему. На теплоходе «Цесаревич» в трюме начинается пожар. Потушить нет никакой возможности, а потому - надо спасаться. Конечно, в силу советской киношколы, фильм пронизан психологизмом, говорит о лучших человеческих качествах - но, так или иначе - герои ходят по краешку смерти. Но, пара трупов так-таки есть. Хорошее кино. И готов поспорить, что многие из вас его не видели.
«34-й скорый». 1981 год.
«Экипаж» не дает покоя режиссерам. Спустя два года после выхода кинобестселлера - появляется вот это довольно крепкое с точки зрения экшна кино. В поезде пожар, люди в панике, герои погибают. Когда, казалось бы, спасение неминуемо, появляется подлец, и добавляет сложностей. Приближение перестройки можно предугадать в проявлении не самых лучших качеств даже в достойных членах общества, типа проводницы за мзду подсаживающей безбилетников. Собственно, на этом фильме я впервые ощутил раздражение, ну отчего же люди, когда их много, такие олени. Основано на реальных событиях. Не рекомендовано для просмотра в компании бывалых железнодорожников (мой папенька, помнится, весь фильм ворчал по поводу завиральности этой истории).
«Случай в квадрате 36-80». 1982 год.
Эхо холодной войны. Военные всех мастей, самолеты, подводные лодки, облучения из потекшего реактора. В итоге лучшие люди отделываются травмами легкой и средней тяжести, совместимыми с жизнью. Честно говоря, фильм не о чем. Идеологическое кино уже не прокатывало, для фильма-катастрофы все слишком схематично и неконкретно. Но, в общем, войти в список это кино вполне может.
«Магистраль». 1982 год
Еще одна вариация на тему плохо управляемых железных дорог. Собственно, у этого фильма два слоя, и неизвестно, какой больше держит зрителя у экрана. Первое - собственно, катастрофа - из-за неразберихи - количество вагонов на запасном пути превышает допустимое, из-за чего часть цистерн оказывается на пути другого поезда. Другой слой - собственно, из-за чего вся эта неразбериха и происходит. Бардак, бардак и еще раз бардак на РЖД. Собственно, до сих пор.
«Тревожное воскресенье». 1983 год
Замечательный экшн. В советском порту - загорается иностранный теплоход. Как всегда, подгадили представители внеземной цивилизации, но рисковать жизнью и спасать всех будут советские герои. Герои убедительны, ощущение холодка на загривке и переживание за судьбу героев имеется. Обстоятельства, разумеется, складываются так, чтобы помешать справится с проблемой в два раза быстрее. Плюс - до конца не знаешь, кто в итоге останется со щитом, а кто на щите.
«Поезд вне расписания». 1985 год.
Это кино тоже держит зрителя за самое для него дорогое - за взгляд. Оторваться от фильма - невозможно. Действие - опять же в поезде. Несколько молодых людей случайно оказывается в техническом составе, который никуда не идет. Они об этом не знают, и то, что он трогается в предполагаемом ими направлении - вроде бы даже воспринимается как само собой разумеющееся. Однако трогается он совсем по другой причине, и, как выясняется - остановиться у него нет никакой возможности. До кучи - в составе начинается пожар. В общем, у каждого есть возможность проявить героизм. Не у всех это получается. Но - зрелищу лишь на благо.
«Прорыв». 1986 год
И пусть, конечно, создатели «Метро» говорят об уникальности - но кое-что подобное в советском кинематографе имеется. Основанный на реальных событиях - фильм рассказывает о строительстве лениградского метро. Проходчики обнаруживают плывун - и героически спасаются бегством, теряя по дороге бригадира. Замечательные съемки того, как под землю уходят целые здания. Но - в итоге - инженерный гений свое дело делает. Фильм смотрится, чего уж там.
«Размах крыльев». 1986 год
Одесская киностудия. Им бы все поржать. А потому - фильм-катастрофа с элементами лирической комедии. Самолет летит, двигатели отказывают, садиться некуда. Пилоты героически справляются с поставленными проблемами, пассажиры по мере возможностей им в этом мешают. Особой художественной ценности кино не представляет.
А потому - ставим тут точку. Ибо дальше в истории нашего кинематографа начинается совсем другая эпоха.
P.S. Если забыл чего - напомните...