Про русскую тусовку в Берлине и политзаключенных в России

Dec 14, 2016 15:00




Член совета правозащитной организации "Мемориал" Сергей Давидис посетил
Берлин и в неформальной обстановке рассказал журналистам
о ситуации с политзаключенными в России.
"Немецкая волна"

Вот отчет "Немецкой волны" (на русском) о данном событии. Отчет, на мой взгляд, весьма полный и объективный, поэтому я буду его тут цитировать - с моими комментариями, дополнениями и иллюстрациями.

"Ночь, улица, фонарь, рождественский рынок..."

Да, именно так:



"Если обойти киоск с глинтвейном, яблочным пуншем и горячим черничным вином во дворе бывшей пивоварни, а ныне хипстер-центра Kulturbrauerei посреди моднейшего квартала Пренцлауэр-Берг, ..."

В том-то и проблема - эта самая Kulturbrauerei ("культурная пивоварня"), она же громадная!  Это целый комплекс зданий из красного кирпича - бывший пивоваренный завод, построенный еще в середине 19-го века. Говорят, всего там больше 20 зданий, но проверить это сложно - многие стоят вплотную друг к другу, так что не поймешь, одно это здание или несколько...



Эта "Культурная пивоварня" занимает целый квартал, там шесть внутренних дворов, например:



А вот дворик, где ночуют прокатные велосипеды:



И в этом громадном комплексе находятся театральные студии, художественные галереи, рестораны и бог знает что еще.



Поэтому найти нужную мне дверь оказалось весьма сложно. Нет, я посмотрела на схеме, что мне нужен подъезд А, но где его искать в этом лабиринте дворов, лестниц, киосков и т.д., да еще пробираясь сквозь праздничную толпу?!  В конце концов я просто стала заходить в каждую открытую дверь и спрашивать - в художественную галерею (галерист не знал, где тут Панда-Театр, но спросил у интеллигентного вида старушки,занимавшейся картинами), в какой-то хипстерский ресторанчик (бармен не знал, но спросил у швейцара)...

"Если обойти киоск с глинтвейном, яблочным пуншем и горячим черничным вином ... и потянуть на себя тяжелую дверь..."

Золотые слова! Дверь действительно тяжеленная, подтверждаю.



"...можно оказаться в русском театре "ПАНДА".

Вообще-то это не совсем театр, и не совсем русский. Полностью это называется “P.A.N.D.A. Nicht nur Russisches Theater” e. V. - "зарегистрированное объединение "P.A.N.D.A. Не только русский театр"". Слово "панда" в данном случае означает не только название симпатичного зверька, изображение которого мы видим над дверью, но и английскую аббревиатуру от "Poetry. Art. Network. Dreams. Action." (Поэзия. Искусство. Сеть. Мечты. Действие"). Занимаются они не только театральными постановками, но вообще любым видом искусства и художественными акциями. Объединение некоммерческое, и, как указано в его концепте - "мы ориентируемся на мультикультурное общество Берлина, а не направлены только на закрытую группу русскоговорящих мигрантов". Хотя на данном конкретном мероприятии присутствовали как раз только русскоговорящие мигранты - перевода на немецкий не было.

"Во вторник, 6 декабря, здесь с докладом о ситуации с политическими заключенными в России выступил член совета правозащитной организации "Мемориал" Сергей Давидис."

Вот он на сцене:



"И пока в Москве суд штрафовал "Мемориал" за отказ регистрироваться в качестве "иностранного агента", русскоязычная публика в Берлине, кутаясь в куртки в плохо отапливаемом помещении театра, внимательно слушала доклад о соблюдении прав человека на родине."

Само это "плохо отапливаемое помещение" - небольшое и устроено так: у одной торцовой стены - сцена, у другой - бар, пространство между ними занято столиками с креслами и просто рядами кресел у сцены, стены украшены произведениями изобразительного искусства.



В целом вид получается достаточно сюрреалистичный. Вот, например, вид на ту часть помещения, где бар - барная стойка с бутылками под старинной лампой на фоне картин с куполами и прочей духовностью, осветительные приборы под потолком, знаменитое произведение Дмитирия Врубеля на Берлинской стене, запечатлевшего поцелуй Брежнева и Хонеккера - и портрет Горбачева, разрушившего эту стену...



Я бы сказала, что надпись "Господи! Помоги мне выжить!" смотрится в таком интерьере вполне уместно. А с учетом темы мероприятия - в особенности.

Кратко о том, что рассказывал Давидис.

"Мемориал" занимается двумя большими группами, подвергающимися репрессиям со стороны государства за свои убеждения.

Первая группа - это преследуемые за религиозные убеждения. В настоящее время за это сажают только мусульман - членов организации Хизб-у-Тахрир. Давидис: "Мы можем как угодно относиться к этой их идее ненасильственного построения Всемирного Халифата, и к их мечтам о Всемирном Халифате, но люди имеют право верить во что угодно!"

Вторая (и основная) группа - преследуемые по политическим мотивам. Тут существует несколько групп политзаключенных:

1. Дело Юкоса - самое первое политическое дело. Сейчас остался один политзаключенный по этому делу - Пичугин, отбывающий пожизненное.

2. Крымско-украинские дела. Там, как я поняла, вообще полный юридический абсурд: граждан другого государства судят за беспорядки на территории другого государства. Обосновывается это тем, что они на Майдане нападали на беркутовцев, а теперь эти беркутовцы - граждане России. Т. е. типа преступление против российских граждан, когда они еще не были российскими гражданами. Как это сочетается даже с российскими законами - не знаю.

3. Болотное дело. Там - чисто акция запугивания, т.к. имеют место репрессии не против конкретных активистов, против которых власти что-то имеют, а против случайных людей, одних из сотен тысяч, бывших тогда на Болотной. Или даже там не бывших - минимум два таких случая. Цель тут - исключительно запугивание общества, чтобы боялись выходить на массовые акции.

4. Гражданские активисты. Тут уже адресная борьба с конкретными активистами - борцами с коррупцией, за федерализацию, за экологию и т.д. Единственное исключение - Олег Навальный. Хотя "Мемориал" и относит его к данной категории, но он никаким активизмом не занимался - просто заложник.

5. Жертвы репрессий в сети - блоггеры и комментаторы, написавшие нечто, что властям не нравится. А также пострадавшие за лайки и репосты - причем совсем необязательно это что-то политическое, может, просто следователям захотелось раскрываемость повысить...

Потом задавали вопросы. Например, спросили про Стомахина - почему "Мемориал" не признает его политзаключенным.

Ответ: "Мемориал" не может считать его политзаключенным из-за его призывов к насилию, которые действительно были, это его "Убивать, убивать, убивать!". Конечно, другой вопрос - читают ли его те, к кому призыв обращен. И даже если прочитают - вряд ли чеченские муджахиды нуждаются в указаниях Стомахина, чтобы убивать русских...
В конкретных ситуациях "Мемориал" помогал Стомахину, когда нарушались его права, но причислить его к политзаключенным не может, по указанным причинам, а также в связи с необходимостью максимизации общественного сочувствия к политзаключенным. Давидис говорит, что признание Стомахина политзаключенным могло бы повысить общественное сочувствие к Стомахину, но снизить - к политзаключенным в целом.

Еще был вопрос про Хизб-у-Тахрир - зачем "Мемориал" вообще этим занимается, особенно в свете вышеназванной "максимизации общественного сочувствия".

Ответ: "Мемориал" - правозащитная организация, а тут явное нарушение права на свободу вероисповедания. Но "Мемориал" и выделил их в отдельный список, и пожертвования на помощь собирает тоже раздельно - отдельно для мусульман, отдельно для политзаключенных. У кого эта тема сочувствия не вызывает - может жертвовать на второй список.

Ну, не буду подробно распространяться - встреча длилась почти три часа, сказно было много всего, кому интересно - про мероприятие лучше почитать отчет "Немецкой волны", а про политзаключенных - на сайте Мемориала.

Вообще, к обсуждению русскоязычной публикой подобных тем тут не привыкать, это вполне в традициях данного города - и почти сто лет назад было примерно то же самое...

Еще не могу не отметить этот контраст - пробираешься между киосками с глинтвейном, жареными колбасками, щелкунчиками, елочными игрушками, засахаренными орехами и прочей мишурой, через гуляющую веселую толпу...



...потом проходишь в зеленую дверь - и оказываешься как будто в другой реальности, в той, о которой говорил Давидис...



Зеленая массивная дверь - как дверь между мирами. Она ведет сразу из двора Kulturbrauerei в помещение русского театра, никаких фойе или переходов там не предусмотрено. Впрочем, контрасты - тоже вполне в традиции, не зря же двадцатые годы прошлого века в Берлине называют "золотые двадцатые" - чего, конечно, не придет в голову никому в России...

искусство, общество, свобода, Берлин, городские встречи

Previous post Next post
Up