Путин все-таки доиграется?

Jan 19, 2022 02:00

73 немецких эсперта по Восточной Европе и безопасности обратились с открытым письмом к правительству и всем партиям с требованием пересмотреть немецкую политику в отношении России, в связи с агрессивными действиями Путина. Текст открытого письма опубликован в Zeit Online, а также выложен в качестве петиции на change.org (кстати, можете подписаться, дело полезное). Даю перевод текста.


"Российская атака на европейский порядок безопасности: Германия должна действовать

Массированное, угрожающее сосредоточение войск на восточных и южных границах Украины, усиление антизападных, не чурающихся лжи пропагандистских атак, как и явно неприемлемые требования к НАТО и входящим в его состав государствам: за последние недели Россия поставила под вопросы сами основы европейской безопасности, действующие со времен окончания холодной войны. На международной арене Россия презентирует себя как государство, находящееся под угрозой и остро нуждающееся в "гарантиях безопасности" со стороны Запада. Кремль осуществляет намеренный сдвиг смыслов гарантий безопасности. Необходимость таких гарантий обсуждалась после переговоров по Договору о нераспространении ядерного оружия в 1968 году в отношении защиты неядерных государств, а не имеющих ядерное оружие.

Сегодня в России хранится больше ядерных боеголовок, чем в трех ядерных государствах НАТО - США, Великобритании и Франции, вместе взятых. Москва поддерживает широкий спектр систем доставки для своих тысяч единиц ядерного оружия - от межконтинентальных баллистических ракет до бомбардировщиков дальнего действия и атомных подводных лодок. У него одна из трех самых мощных обычных армий в мире и право вето в Совете Безопасности ООН. Соответственно, Российская Федерация является одной из наиболее защищенных в военном отношении стран.

Кремль использует регулярные и иррегулярные войска, а также потенциал российской ядерной угрозы для ведения различных войн и длительной оккупации территорий бывших советских республик. Не только в Восточной, но и в Западной Европе, как и на других континентах, Кремль беззастенчиво демонстрирует свои претензии на особые права отстаивать свои интересы на слюственной  территории суверенных государств. В обход международных правил, договоров и организаций Москва охотится на своих врагов по всему миру. Кремль пытается подорвать политические процессы, верховенство закона и социальную сплоченность в других странах, среди прочего, с помощью кампаний ненависти и хакерских атак. Последнее происходит отчасти тайно, но с очевидной целью воспрепятствовать или дискредитировать демократическое принятие решений в плюралистических государствах. В частности, должна быть подорвана политическая и территориальная целостность демократизирующихся постсоветских переходных государств.

Германия, как крупнейшая экономическая держава Европы, в течение последних трех десятилетий следила за этой деятельностью хоть и критически, но в основном неактивно. В Республике Молдавия московская ревизионистская политика началась еще в 1992 году, сразу после распада СССР, массированным вмешательством 14-й российской армии. Их остатки до сих пор официально находятся в Приднестровье, несмотря на неоднократные требования о выводе войск со стороны демократически избранных молдавских правительств и соответствующие обещания Кремля. ФРГ не отреагировала должным образом ни на эту, ни на последующие многочисленные реваншистские авантюры России на постсоветском пространстве и за его пределами.

Более того: своей внешней и внешнеторговой политикой Берлин способствовал политическому и экономическому ослаблению восточноевропейских государств, не обладающих ядерным оружием, и геоэкономическому укреплению все более расширяющейся ядерной сверхдержавы. В 2008 году Германия сыграла важную роль в предотвращении вступления Грузии и Украины в НАТО. С другой стороны, в 2019 году федеральное правительство пыталось добиться повторного допуска российской делегации в Парламентскую ассамблею Совета Европы, хотя Москва не выполняла и не выполняет ни одного из условий этого весьма символичного акта.

Ввод в эксплуатацию излишнего с точки зрения энергетической отрасли первого газопровода Nord-Stream в 2011-2012 годах стал катастрофой для и без того хрупких украинско-российских отношений. При взгляде назад это представляется подготовкой почвы для вторжения России в Украину два года спустя. Большая часть существующих газотранспортных мощностей между Сибирью и ЕС в 2021 году не использовалась (обратите внимание - Сибирь могла бы прекрасно торговать с ЕС без посредничества Москвы, забирающей львиную долю нефтегазовых доходов). Тем не менее, Федеративная Республика сейчас собирается, с открытием газопровода Nord-Stream-2, полностью ликвидировать оставшиеся возможности Украины экономически повлиять на Россию.

Экономические санкции ЕС против Москвы с 2014 года были мягкими и не были достаточным  ответом на все более агрессивную позицию Кремля. Сотрудничество Германии с Украиной, Грузией и Молдавией в области развития, культуры и образования на фоне продолжающихся особых германо-российских отношений Германии с оставляло впечатление торговли индульгенциями в области восточно-европейской политики. Оно  не уменьшает значения серьезных ошибочных решений немецкой политики в отношении России, таких как приглашение Путина в Бундестаг в 2001 или партнерство по модернизации с 2008. Эти и подобные шаги Германии предполагали особые права Москвы на постсоветском пространстве, на фоне нежелательных как тогда,так и сейчас российских войск в Молдавии и Грузии.

Нападение Путина на Украину в 2014 в свете предшествующих двадцати лет пассивности немецкой политики по отношению к российскому неоимпериализму выглядит именно логичным следствием. Популярная формула "сближение через переплетение" приобрела трагикомический смысл. Произошло географическое сближение российских владений с границами ЕС.

Кремль теперь также ставит под сомнение политический суверенитет таких стран, как Швеция и Финляндия. Он требует запрета возможного будущего членства в НАТО не только для постсоветских, но и для скандинавских государств. Кремль пугает всю Европу «военно-технической» реакцией, если НАТО - по словам Путина - не отреагирует «немедленно» на далеко идущие требования России о пересмотре порядка европейской безопасности. Россия угрожает военной эскалацией, если не получит «гарантий безопасности» - то есть полномочий Кремля приостанавливать действие международного права в Европе.

На фоне подобных сдвигов Германия должна, наконец, отойти от своего особого пути в восточной политике, который воспринимается как таковой не только в Центральной и Восточной Европе. Преступления нацистской Германии на территории современной России с 1941 по 1944 год не могут служить оправданием сдержанности объединенной Германии в реакции на реваншизм и нигилизм Кремля относительно права народов. (Да! Германия слишком застряла в прошлом, так же, как и Россия) Особенно, когда - как в случае с Украиной - речь идет о вторжении России на международно признанную территорию другого государства, ставшего жертвой прежних экспансионистских усилий Германии (противоречит предыдущей фразе - если прошлые преступления не могут служить оправданием, то это работает в обе стороны). Нельзя мириться с продолжающимся демонстративным нарушением официально принятых, также и Москвой, основных принципов ООН, ОБСЕ и Совета Европы, в Восточной, а теперь и в Северной Европе.

Политика ФРГ в отношении России должна быть коренным образом скорректирована. Дальнейшая исключительно словесная или символическая реакция Берлина на российские ревизионистские авантюры, как и в прошлом, будет лишь подталкивать Кремль к дальнейшим эскападам. Как ключевая страна ЕС, НАТО и западного сообщества ценностей, Германия несет особую ответственность.

В интересах международной безопасности, европейской интеграции и общих норм Берлин должен, наконец, ликвидировать разрыв между своей публичной риторикой и реальной практикой в ​​Восточной Европе (давно пора, а то уже только ленивый не прошелся по "глубокой озабоченности"). Это должно быть выражено в ряде конкретных и осуществляемых параллельно мер политического, правового, дипломатического, гражданского, технического и экономического характера. Германия является крупным торговым, исследовательским и инвестиционным партнером как России, так и стран Восточного партнерства ЕС, а также ведущей державой Союза. В некоторых областях у нее больше возможностей для участия, чем у большинства других западных стран. Это относится как к сдерживанию и санкциям против России, так и к поддержке государств, расчлененных и угнетенных Москвой. Берлин должен подкрепить свои добрые слова гораздо более эффективными действиями, чем раньше".

Список подписантов можно посмотреть по любой из двух ссылок вначале.
Многие критикуют данный документ за расплывчатость требований - пожалуй, они правы, можно было бы сформулировать более конкретно, но хотя бы так...

Путин, политика, переводы, Россия, Германия

Previous post Next post
Up