Дословно с греческого слово «проблема» означает «ПРЕГРАДА». Однако не каждая преграда воспринимается как проблема. Для того чтобы преграда стала проблемой, необходимо, как минимум, два условия:
- НЕИЗВЕСТНОСТЬ того, как эту преграду преодолеть
- НЕГАТИВНЫЕ ЭМОЦИИ по этим поводам (преграды и неизвестности)
Если будет только первое условие без второго, то преграда будет восприниматься как интересная интеллектуальная задача, головоломка, ПРИКЛЮЧЕНИЕ. Если будет только второе без первого, то преграда будет тупо ПРЕОДОЛЕВАТЬСЯ в эмоциональном порыве путём разрушения, бегства, отчаянного призыва о помощи и т. д. - в зависимости от вида эмоции.
Таким образом: Проблема = Преграда + Неизвестность + Негативные эмоции
Драматизм ситуации в том, что негативные эмоции резко снижают способность к наблюдению и мышлению - именно тех качеств, которые нужны для решения интеллектуальной задачи. Более того, негативные эмоции обычно вызывают НЕЖЕЛАНИЕ решать эту задачу. И возникает порочный круг: преграда и неизвестность усиливают негативные эмоции, негативные эмоции усугубляют преграду и неизвестность. Такова одна из ловушек нашей человеческой природы.
Если рассмотреть мироздание как сосуществование двух полюсов: «Я - МИР», то проблема распадается на две составляющие. Со стороны «Мира» это неизвестная СИТУАЦИЯ, со стороны «Я» - негативное СОСТОЯНИЕ. Человек обычно воспринимает и формулирует проблему как некую СМЕСЬ описаний ситуации и состояния. И первая задача, которая стоит перед процессором - помочь человеку ОТДЕЛИТЬ «мух от котлет» - своё состояние от ситуации.
Что такое состояние? Его можно рассмотреть как устойчивый комплекс ощущений, образов и мыслей. И на первом этапе задача состоит в том, чтобы вычленить из проблемы именно этот самый комплекс.
Например, из стихийного описания проблемы:
"Всё плохо! Жизнь ужасна! Я раздавлен. Только смерть спасёт меня"
Извлекается следующее описание состояния:
"Я чувствую сдавленность в груди, у меня близко перед глазами движется ряд картинок, демонстрирующих мои неудачи, и в голове монотонно повторяется одна и та же мысль: "это конец""
Интрига в том, что
ОПИСАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗАВЕРШАЕТ ЕГО.
И на месте проблемы остаётся «сухой остаток» - неизвестная ситуация, то есть приключение!
Как же технически отделить состояние от ситуации? Для этого можно использовать процесс «ПРОЯСНЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ». Процесс создан мной на основе техники Абрамова Я. В. «Процедура обработки проблемы в настоящем времени».
Возможные варианты КОНЕЧНОГО ЯВЛЕНИЯ процесса:
- РАСТВОРЕНИЕ проблемы - после завершения состояния клиент понимает, что никакой неизвестности в ситуации нет, всё вполне очевидно.
- Превращение проблемы в ПРИКЛЮЧЕНИЕ - клиент формулирует чёткую цель и преисполняется энтузиазма к её достижению. Здесь следующим шагом можно использовать процессы, помогающие прояснить уже саму ситуацию. (См., например, отличную книгу Тарасенко Ф.П. Прикладной системный анализ)
- ФОКУСИРОВКА проблемы на какой-то конкретной неспособности клиента - отсутствие навыка или наличие анти-навыка. В этом случае следующим этапом будет применение специфических процессов для нейтрализации анти-навыка и обучение необходимым навыкам.
А вот собственно процедура процесса:
- «Опиши эту проблему как можно более полно, со всеми подробностями, от начала до конца»
- «Какие эмоции связаны у тебя с этой проблемой?»
- «Какие телесные ощущения связаны у тебя с этой проблемой?»
- «Какие картинки связаны у тебя с этой проблемой?»
- «Какие мысли связаны у тебя с этой проблемой?» (Здесь можно сделать несколько дополнительных субциклов: «А что ты думаешь по поводу этих мыслей?»)
- «И, учитывая всё это, как ты можешь теперь описать эту проблему?»
- «Твоё восприятие этой проблемы как-то изменилось?»
Если «да»: «Опиши это». Переход к шагу 8
Если «нет»: 7.1 «Есть ли что-то ещё, о чём ты не сказал, но что тоже входит в эту проблему?»
Если «да»:«Опиши это» Переход к шагу 8
Если «нет»: 7.2 «Есть ли более общая проблема, для которой эта является частным случаем?»
Если «да»: «Опиши это». Переход к шагу 8
Если «нет»: Переход к шагу 8
- «Какие (теперь) эмоции связаны у тебя с этой проблемой?»
- «Какие (теперь) телесные ощущения связаны у тебя с этой проблемой?»
- «Какие (теперь) картинки связаны у тебя с этой проблемой?»
- «Какие (теперь) мысли связаны у тебя с этой проблемой?» Переход к шагу 6