(no subject)

Feb 16, 2012 23:55

Деятельностная теория эмоций

С точки зрения деятельностного подхода любой психический процесс - это интериоризированная внешняя деятельность.

Деятельностный подход предлагает две связанные между собой модели, метафоры, описывающие психику.

Первая модель: психический процесс есть ПРОИЗВОДСТВО, то есть преобразование некоего предмета (материала) в полезный продукт.

Вторая модель: психический процесс есть СВЁРНУТАЯ ВНЕШНЯЯ, физическая, материальная ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Попробуем рассмотреть эмоции с этой точки зрения. А именно:

  1. Каков полезный продукт эмоции.
  2. Какова внешняя деятельность, интериоризация которой переживается нами как «эмоция».


Определение эмоции

С феноменологической, описательной точки зрения

Эмоции - это набор врождённых мета-поведенческих шаблонов.

Что это значит? Разберём по словам.

  • Мета-поведенческий шаблон. Просто поведенческий шаблон - это запрограммированная поведенческая реакция. Например, рефлекс моргания.


Мета-поведенческий шаблон - это активация целой группы поведенческих реакций. А какая из них будет воспроизведена, зависит уже от конкретных стимулов, присутствующих в ситуации. Например, гнев облегчает отталкивание, удары, кусание и т. д.

Можно сказать, что весь поведенческий репертуар организма поделен на регистры. И каждая эмоция активирует один из этих регистров, одновременно тормозя другие.

Строго говоря, в основе регистра лежат несколько типовых, прототипных реакций, например бег при страхе. Однако в течение жизни организма в регистр могут добавляться новые реакции, а старые - модифицироваться.

  • Набор - так называемых «базовых», то есть легко идентифицируемых объективно эмоций немного. А именно - 7, если верить Полу Экману, изучавшему этот вопрос экспериментально.


  • Врождённых - эти шаблоны заданы от рождения и не нуждаются в обучении. Они характерны для большинства млекопитающих.


Структура эмоции

Опять же феноменологически эмоция состоит из трёх частей:

  1. Активируемый регистр поведенческого репертуара
  2. Обслуживающая его вегетативная реакция
  3. Бессознательный, врождённый образ триггера, запускающего первые 2 процесса.


О регистре я уже сказал выше.

Вегетативная реакция - активация симпатической или парасимпатической системы, выброс тех или иных гормонов, подготавливающие тело к определённому поведению.

Образ триггера. Цитата из Пола Экмана:

«Подобно тому, как физическое ограничение является врожденным триггером для гнева, существуют также подобные триггеры и для страха: например, Нечто, быстро движущееся в пространстве и способное нанести нам удар, если мы не отскочим в сторону, или внезапная потеря поддержки, вызывающая наше падение. Угроза физической боли является врожденным триггером для страха, хотя непосредственно в момент боли страх может не ощущаться».




И здесь возникает один очень важный момент: человек ВСЕГДА находится в какой-то эмоции. Он никогда не имеет доступа ко всему репертуару своего поведения, но только к определённому регистру, соответствующему текущей эмоции.

Можно привести очень простой тест, подтверждающий это. Невозможно нарисовать лицо, которое бы оценивалось как нейтральное. Оно всё равно будет казаться нам или слегка весёлым, или слегка грустным (вполне возможно, в зависимости от нашего собственного текущего эмоционального состояния). Как вы думаете, как обстоят дела у этого господина?




Функции эмоций

В процессе филогенеза и онтогенеза эмоции проходят эволюцию, которая сильно модифицирует их. Данное выше определение эмоции и описание её структуры относится к первоначальному, исходному состоянию эмоции. В том же виде, в котором мы переживаем эмоции, они уже достаточно сильно отличаются от вышеописанного. Однако без понимания исходной схемы трудно понять и производные формы.

Эмоции модифицируются вследствие изменения их функции. Каждая последующая функция (а всего их три) накладывается на предыдущую.

Изначальная функция эмоций - адаптация.

Благодаря эмоциям всё многообразие ситуаций классифицируется на 7 типов (по числу базовых эмоций). Первичные триггеры являются ориентирами, которые определяют тип ситуации и автоматически запускают соответствующий мета-шаблон. Это облегчает организму поведение в данной ситуации, так как выбирать из ограниченного регистра поведенческих реакций легче, чем из всего репертуара.

В своей адаптивной ипостаси эмоции в нашей повседневной жизни встречаются достаточно редко. Например, страх в этой ипостаси возникает при аварийной ситуации на дороге, или когда мы подскальзываемся на льду. Стоит обратить внимание, что в этой ситуации мы эмоцию практически не чувствуем. Всё наше внимание на действии, и мы осознаём произошедшие вегетативные изменения в теле только после окончания экстремальной ситуации. В такой ситуации эмоция «выскакивает» автоматически, рефлекторно, и она практически не контролируема.

Таким образом, эмоции в адаптивной ипостаси практически не воспринимаются субъектом. С этой точки зрения их нельзя поделить по общепринятому принципу на «положительные» и «отрицательные». Правильнее их будет делить на аппетентные (от лат. appetentia - стремление)  и аверсивные (от лат. aversio - отворачивание в другую сторону). Первые обеспечивают наиболее эффективное поведение в благоприятных ситуациях, вторые - наоборот, в неблагоприятных для организма условиях.

Вторичная функция эмоций - коммуникация.

Для начала цитата (С.Дерядо, В.Ясвин. Гроссмейстер общения):

«Во время телевизионного интервью у знаменитого циркового дрессировщика Филатова спросили: «С кем из хищных зверей опаснее всего работать?» Ответ артиста был неожиданным. Оказалось, что с «кровожадными» львами иметь дело гораздо безопаснее, чем с «добродушными мишками».

Весь секрет в том, что львы в африканских саваннах живут группами (прайдами), поэтому их мимика хорошо развита, ведь она во многом помогает поддерживать взаимопонимание в львиной группе и регулировать поведение. А медведи - одиночки. Им попросту некому показывать свои чувства - их мимика маловыразительна. Природа экономна, она не тратится на «излишества».

Так вот, у льва, когда он решается нападать, прежде обязательно появляется соответствующая гримаса, которая и предупреждает укротителя об опасности. А медведь же может вдруг «ни с того, ни с сего», как говорится, без объявления войны, треснуть лапой своего двуногого партнёра, порой вовсе к этому не готового.

Таким образом, у живущих группами млекопитающих эмоции приобретают ещё одну функцию - сигнальную, коммуникативную. Считывание эмоциональных состояний друг друга помогает особям вовремя спасаться от врагов или решать вопросы доминирования без кровопролития.

У человека как общественного животного внешнее выражение эмоций гипертрофировано - для того, чтобы сигнализировать о своих готовящихся действиях сородичам и тем самым координировать совместное поведение. Этот механизм бессознателен и лежит в основе феномена эмоционального «заражения».

Таким образом, эмоции становятся ИНСТРУМЕНТОМ управления ближним.

Эмоции в коммуникативной ипостаси видоизменяются относительно первичной формы:

Во-первых, большую роль начинает играть экспрессия эмоции - мимика, интонация.

Во-вторых, тормозятся непосредственные действия из регистра эмоции.

В-третьих, триггер здесь уже вторичный. Ситуация оценивается по аналогии с первичной эмоцией. Например, мы оцениваем перспективу не сдать экзамен как «провал» - то есть как аналог «внезапной потери поддержки, вызывающей наше падение». Следовательно, при такой интерпретации будет активироваться страх.

Ещё одна цитата - Пол Вацлавик. Психология межличностных коммуникаций:

«…Коммуникация не только передаёт информацию, но в то же время детерминирует поведение. Вслед за Бейтсоном эти две операции называют «описательным» и «побудительным» аспектом коммуникации. (…)

Описательный аспект сообщения передаёт информацию и является поэтому синонимом содержания сообщения, когда речь идёт о человеческой коммуникации. Это может быть всё что угодно, всё, что поддаётся передаче, неважно, является ли данная информация правдивой, ложной, надёжной, неправильной или неразрешимой. Побудительный аспект, с другой стороны, касается того, какого рода эта информация, как её нужно воспринять, и поэтому практически полностью относится к взаимоотношениям между людьми, находящимися в коммуникации. Смысл всех подобных утверждений сводится к одному или нескольким из нижеследующего: «Вот как я вижу себя… вот так я вижу тебя… вот так я вижу твоё представление обо мне» и так далее до бесконечности. Так, например, сообщения «Нужно отпускать сцепление мягко и постепенно» и «Только отпусти сцепление, и коробка передач полетит к чёрту» несут приблизительно одну и ту же информационную нагрузку (описательный аспект), но очевидно, что они определяют совершенно разные взаимоотношения. Чтобы избежать любого непонимания вышеизложенного материала, нужно прояснить, что отношения лишь иногда определяются полностью осознанно».

«Уровень отношений» в коммуникации - это как раз и есть взаимоуправление с помощью эмоций. Любое сообщение, которое один человек передаёт другому, кроме вербального, рационального смысла о «чём-то третьем», содержит также невербальный (правильнее сказать «паравербальный», так как он определяет интонацию и выбор слов) компонент о «нас двоих».

И, как ни странно, эмоции в коммуникационной ипостаси тоже практически не осознаются. Наверно, каждому приходилось сталкиваться с ситуацией, когда человек, орущий в гневе, уверен, что он абсолютно спокоен и разговаривает «нормальным голосом». Поэтому об эмоциях в этой ипостаси тоже некорректно говорить как о «положительных» или «отрицательных». Их правильнее разделить на «подкрепляющие» и «прерывающие»  текущее поведение коммуниканта. То есть с помощью «подкрепляющих» эмоций мы как бы говорим ближнему: «Продолжай в том же духе», а с помощью «прерывающих» - «Прекрати».

И здесь расцветают пышным цветом эмоциональные «игры», когда два организма (человеческих или не очень (достаточно вспомнить «эмоциональные битвы» котов)) пытаются одновременно управлять друг другом с помощью эмоций. «Игры» Эрика Берна (которые, на мой взгляд, правильнее было бы назвать «ловушками») - это примеры таких устойчивых «партий», разыгранных на языке эмоций.

Третичная функция эмоций - самоуправление

Но на этом эволюция эмоций не заканчивается. Человек - мета-существо, склонное к образованию рефлексивных колец. То есть воспринимать своё же восприятие.

Зачем это нужно? Это даёт возможность управлять собой, то есть вмешиваться в процессы «стимул - реакция», и быстро их видоизменять. Собственная реакция сама становится стимулом.

Когда человек научается воспринимать свои собственные эмоции, он начинает пытаться ими управлять с помощью… эмоций же! И вот теперь возникает тот феномен, который мы воспринимаем субъективно как эмоцию или чувство.

Таким образом, чувство - это эмоция в рефлексивной ипостаси. А точнее - ПАРА ЭМОЦИЙ: эмоция / мета-эмоция.

Самое интересное здесь то, что вторая эмоция, которая мета-, не осознаётся. Конечно, её можно осознать, но только с помощью другой мета-эмоции, для которой эта станет просто эмоцией.

Именно эмоции в рефлексивной ипостаси переживаются как «положительные» и «отрицательные». Ведь что значит, что я переживаю положительную эмоцию? Это значит, что я переживаю эмоцию, которая мне нравится. Следовательно, есть одна эмоция, которую я осознаю, и вторая, которая мной не осознаётся, но которая окрашивает первую. То же самое и с «отрицательными» эмоциями.

Вот эта неосознанная мета-эмоциональная добавка и делает чувства такими разнообразными и неповторимыми. Когда говорят о том, что разнообразие эмоций не поддаётся счёту, имеют в виду именно эмоции в рефлексивной ипостаси, то есть пары эмоций.

К сожалению, рефлексивность человека - это его не только радость, но и беда. Человек начинает разыгрывать внутри себя такие же «эмоциональные битвы», как и во вне. Пытаясь управлять своими негативными эмоциями с помощью своих же негативных эмоций (гневаться на себя за свой страх, винить себя за свой гнев, и т. д.), человек создаёт внутри себя петлю положительной обратной связи, где каждая последующая прерывающая эмоция пытается прервать предыдущую. Этот феномен и называют «страдание».

По сути, разные виды «эмоциональных проблем» - это разные виды интериоризованных берновских «игр».

Из всего вышеизложенного можно сделать ряд практических выводов. Но это оставим на следующий раз.

Previous post Next post
Up