Sep 20, 2009 11:01
А это,по-моему, вобще многое объясняет, в том числе в нашем маленьком узкоцеховом мирке)))
1. Смутное ощущение угрозы внешнего мира заставляет психику вырабатывать правдоподобное "рациональное" толкование, результатом чего чаще становятся предрассудки и ксенофобия (неприязнь к чужакам - иным этносам, религиозным меньшинствам, к специфическим, заметно отличающимся от большинства общества по целям и интересам социальным группам и т.д.).
Постоянный поиск "врага" рождает потребность защиты, выражающейся в приобщении к некой общности "своих", которые всегда сильнее "чужих".
Терпимость, толерантность в этом аспекте означают отказ от догматизма, признание многообразия истины, что требует внутренней силы, уверенности в своей способности найти истину в диалоге. Нетерпимый человек, напротив, требует однозначности: "Кто не с нами - тот против нас".
ЧТО ПРИВОДИТ К ПОЯВЛЕНИЮ В СОЗНАНИИ ЧЕЛОВЕКА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РАЗДЕЛЕНИИ МИРА НА СВОИХ И ЧУЖИХ:
2.Если идеи, которыми пользуется человек в воздействии на другого человека, не совпадают с наблюдаемой им психической реальностью, он сталкивается с фактом существования у себя идей, не отвечающих ей. Но тут-то и начинается трагедия возможного отождествления себя, своих идей (понятий) со свойствами психической реальности.
Осознается эта трагическая ситуация и подобные ей крайне недостаточно, и причины трагизма настолько далеки от идей, понятий, которые их порождают, что создается иллюзорный мир, искажающий и содержание понятий, и сами понятия.
Человек, переживающий трагедию несоответствия реальности его идеям, его понятиям, сталкивается не только с реальностью как таковой (иногда даже говорят, что он осуществляет прорыв в нее), но он одновременно встречается и с собственной структурированностью, если хотите, жестокостью, - с теми своими качествами, которые порождают сопротивление свойствам реальности.
Это трагические точки возможного качественного изменения содержания понятий в двух полярных направлениях:
1) в направлении переструктурирования реальности и содержания новой идеи. Тогда движение человека связано с поиском им новой информации и новых способов ее обработки (например, обращение к специалистам, к науке, к искусству для более полного познания свойств психической реальности)
2) в направлении отказа от реальности и создания более простой структуры на основе уже имеющейся идеи. Это выражается в поведении, напоминающем действия страуса, когда он в минуты опасности прячет голову в песок, - это сознательное ограничение информации, предельная селективность, избирательность ее восприятия и переработки, только в свете уже имеющейся структуры собственной позиции.
Если первое направление - это движение к мудрости и целостности восприятия своей жизни и через это осуществление воздействия, то второе направление - это движение к эгоизму и эгоцентризму, конкретизирующихся в силе упрямства при воздействии на другого человека.
байки,
не мое