[ в продолжение беннеттовских тем ]
~ • ~ • ~
Давайте начнём сегодня с довольно необычного вопроса: "В чём смысл обладания этим физическим телом?" Мы легко можем представить себе, что могли бы существовать и в некой другой форме тела - с теми же мыслями и чувствами что и сейчас, но в теле, не подверженном условиям этого существования. А поскольку мы живём в основном в своих мыслях и чувствах, то можем спросить самих себя: "Что хорошего для нас в том, чтобы иметь тело?" Обладание телом доставляет нам множество хлопот: забота о теле и его потребностях занимает, по меньшей мере, половину нашего времени.
Не менее половины своего времени мы должны тратить на сон, еду, мытьё и одевание своего тела, плюс, ещё некоторое время приходится тратить на менее прямо связанные с ним занятия - зарабатывание необходимых средств для обеспечения его потребностей в пище, крове и так далее. Поэтому сама необходимость такой телесной жизни очень сильно ограничивает нашу свободу. И также очевидно, что все происходящие в теле процессы и связанные с ним действия постоянно отвлекают наше внимание от желания понять глубже реальность, также как от нашего желания быть свободными и способными полностью быть собой.
В воображении, нам действительно приходится делать некое усилие, чтобы мысленно поставить себя в положение того, чтобы быть свободными от необходимости жизни в этом виде тела, сделанного из физической материи. Некоторые из вас могли уже испытать опыт выхода из этого тела, какой есть у меня, и если так, то вы знаете, насколько свободнее и лучше вы чувствуете себя при этом и с какой неохотой воспринимаете необходимость возвращения обратно, как если бы это было подлинным блаженством, уйти и оставить его навсегда.
Весьма вероятно, конечно, что тело должно пройти через примерно равное количество как приятного, так и неприятного опыта, хотя есть большие сомнения, что этот баланс в ходе жизни в физическом теле будет в пользу приятного опыта. Нельзя сказать, что человек живёт в физическом теле ради удовольствия, как нельзя утверждать также и то, что обязательно нужно иметь физическое тело для того, чтобы быть живым, поскольку в нас безусловно есть нечто, что является живым и не требует при этом обязательного обитания в тела такого рода. Таким образом, когда вы отбросите все причины, которые на первый взгляд делают стоящей жизнь в этом теле, и начнёте спрашивать себя, зачем же нам нужно жить в нём, вы увидите, что ответ на этот вопрос далеко не так прост, как кажется.
Ответ на этот вопрос глубок и очень важен для понимания. Тело являет собой инструмент, создающий условия для осуществления в нас трансформаций, необходимых как для нашей свободы, так и реализации возможности нашего существования в другом качестве. И одной из причин, почему тело способно это сделать, является особый характер взаимосвязи физического тела со временем. Можно сказать, что тело является очень хорошо продуманным инструментом для преодоления проблемы времени в нас.
До тех пор, пока мы не сможем преодолеть эту проблему времени, мы постоянно подвергаемся процессу разрушения. С самого момента своего рождения, это наше тело переживает процесс разрушения, лишь частично компенсируемый его способностью к обновлению. И мы склонны думать, что этот присущий телу механизм обновления служит лишь цели поддержания его живым и активным в интервале времени, отведённом каждому из нас. Другими словами, что мы обладаем этой способностью органического обновления просто для того, чтобы наше тело могло поддерживать себя.
Но это лишь часть всей истории. А подлинная суть её в том, что посредством этой силы обновления тела мы можем создать в себе такой тип обновления, который не будет больше зависеть от тела. И тогда, когда мы оставим тело, мы уже сможем нести с собой это средство обновления, куда бы мы потом ни отправились. Если мы не достигнем этого при помощи тела, сделать это уже будет не просто. Это можно сравнить с мастерской, в которой создаётся некий аппарат. В мастерской тела возможно создание особого аппарата, посредством которого человек будет способен обновлять своё существование отдельно и независимо от тела. Этот аппарат обновления иногда называется астральным или кесджан телом, или "телом души" - не самой душой, а телом души. Таким образом, если вы будете на это наше тело смотреть как на мастерскую, в которой может быть создано нечто, что не имея этой мастерской было бы очень трудно сделать, у вас будет тогда совершенно другое отношение к этому. Ценность и сам смысл мастерской именно в том, что вы в ней сможете сделать, а не просто в поддержании её приличного внешнего вида или продолжении пополнения её всё новыми и новыми инструментами, которые вам в этой мастерской никогда не понадобятся.
Какими же инструментами располагаем мы в этой мастерской? Одним из них, о котором я хочу поговорить особо сегодня утром, является инструмент, заключающийся в присутствии телесных ритмов - процессов, которые возобновляют сами себя через регулярные промежутки времени, такие как наше существование изо дня в день, ритм нашей повседневной жизни, а также, конечно, ритмы нашего сердцебиения и дыхания и ритм нашего пищеварительного процесса. Все они являются как раз инструментами для изготовления в себе этого другого аппарата, который нам необходим, чтобы иметь возможность путешествовать свободно, не будучи зависимыми от процесса времени, как сейчас в этом теле.
Все эти ритмы связаны с обновлением. Когда наше сердце бьётся, оно перекачивает кровь по всему организму для обновления тканей. Когда мы дышим, мы получаем воздух, необходимый для обновления качества состояния крови. Когда мы едим, мы получаем субстанции для обновления как наших энергий, так и тканей нашего тела. В периоды нашего сна также происходит процесс обновления и общей регенерации организма. Каждый ритм есть обновление, подобно колебаниям маятника, которые возобновляют его возможность качания через концентрацию энергии в потенциальной форме на вершине каждого взмаха. Таков каждый циклический или ритмический процесс. Нам очень нужно научиться тому, каким образом возможно переносить это обновление нашего организма в более тонкие части нашего существа, поскольку такой перенос автоматически не обеспечивается этими процессами. Так например, не существует автоматического обеспечения обновления в наших ментальных процессах. В них есть другое, очень необходимое, качество, которое является свойством спонтанности и свободы, независимости от прошлого и будущего, но они всегда зависимы от случайных толчков для своего продолжения. Мы обнаруживаем это особенно в нашем желании работать над собой, отыскивать реальность, добиваться прогресса в нашей внутренней жизни. Это желание, которое может быть очень сильным в один момент, угасает, и как я уже сказал, не существует принципа обновления в этом отношении, который позволял бы нам постоянно возвращаться и поддерживать себя в правильном направлении. Мы зависим от некого толчка, некой случайности, некой комбинации обстоятельств, чтобы вновь вернуть это желание в себе. Сам источник желания не исчезает, поскольку во всех нас существует эта жажда и нужда в реальности, но она обычно не транслирует себя в желание, которое бы вело нас к действию. Чтобы пробудиться, действовать, мы должны тем или иным способом привнести принцип обновления в наше желание, и как раз для этого необходимо использовать наш телесный организм, как это иногда называется, напоминающий фактор.
Существуют способы получения таких напоминающих факторов извне, но все они ненадёжны. Подлинный секрет напоминающего фактора находится как раз в нашем физическом теле; по той самой причине, что само физическое тело снабжено замечательной системой ритмических обновлений и мы можем связывать себя с любой и всеми из них, для любых целей, которые пожелаем. Нам надо лишь научиться, каким образом это возможно делать. И как только мы научимся связывать себя с процессами обновления в теле, тогда эти обновления начнут переходить в другие вещи, например, наши мысли и наши чувства, и они смогут тогда поддерживать направление и стабильность, которыми не могут обладать без этого. А это, как я уже сказал, один из способов, в котором это тело служит в качестве мастерской для изготовления этого другого необходимого нам аппарата.
Я предлагаю произвести сегодня эксперимент с вами, условившись, что большой домовой колокол будет бить каждые четверть часа с одиннадцати до обеда. Я хочу, чтобы вы воспринимали это как сигнал к обновлению в себе вашего желания.
Вы вероятно пришли сюда с определённым желанием; но вы знаете, также как и я, что вы вскоре забудете об этом желании и что всё пойдёт тогда обычным неустойчивым и ломанным путём, поскольку ваши мысли и ваши чувства не содержат в себе принципа обновления, и ваше тело будет просто брести своим путём, делая то, что ставится перед ним.
Для нас реально необходимо поставить наши тела на службу нашей цели. Если мы пытаемся это делать только в наших мыслях и наших чувствах, это практически невозможная задача, но при помощи тела она становится возможной. Нечто в вас будет слышать этот звук колокола и это нечто является вашим собственным телом. Если вы попросите у своего тела, чтобы оно напомнило вам о вашем желании, когда оно слышит колокол, вы увидите, что оно начнёт это делать. Я говорю "попросите", потому что в теле есть своя разумность, на которую мы можем полагаться. Мы склонны обращаться с телом так, как если бы это был бестолковый осёл, но даже ослы понимают многое из того, что им говорят, а наши собственные тела способны понимать гораздо больше. С ними можно разговаривать и они будут отвечать; они помогут нам. На самом деле, они могут помочь нам гораздо лучше, чем наши мысли и чувства, поскольку они более надёжны - но только если мы даём им возможность делать ту работу, для которой они предназначены.
~ • ~ • ~
~ J.G. Bennett:
Sunday Talk at Coombe Springs
/ 16 February 1964 /
перевод:
larkin_donkey