[ Заключительная часть, начало
здесь. ]
~ • ~ • ~
. . . Седьмой тост всегда давался в следующей форме:
"Мы подошли к серии Геометрических Идиотов. Прежде всего, за здоровье всех Квадратных Идиотов"...
Квадратный Идиот - это тот, кто 'иногда не идиот'. Он является 'кандидатом в Круглые'. Можно сказать, что Круглый Идиот - всегда идиот, но квадрату бывают присущи моменты здравости. Гурджиев всегда сопровождал подобное объяснение жестом, как бы чертя пальцем в воздухе круг и квадрат. В углах квадрата происходит смена направления, поэтому квадрат символизирует идиота, имеющего в себе нечто отличное от всего остального.
О различных типах Квадратного Идиота в моём присутствии говорилось очень мало. Но в одном из объяснений было сказано, что Квадратный Идиот может быть подлинным или воображаемым. Как я это воспринимаю, ключевым качеством Квадратного Идиота является его 'практичность'. При этом он может использовать свою 'практичность' в видах деятельности, которые сами по себе являются воображаемыми. Если при этом он верит, что подобные вещи обладают объективной ценностью, он сам теряет соприкосновение с реальностью. С другой стороны, обладающий пониманием Квадратный Идиот может, в пределах своих ограничений, работать уже для некой объективной цели.
Наука Идиотизма обладает дополнительными измерениями, которых лишена любая другая обычная классификация человеческих типов и этапов внутреннего развития, поскольку она раздельно принимает во внимание три основных фактора, характеризующих человека: знание, бытие и понимание.
Во время трапез на "де Колонель Ренар, 6" он касался только самых внешних границ этой темы. Например, в том, что относится к вопросу "автоматического перехода". По какой-то причине, Гурджиев чаще всего упоминал этот вопрос в своих комментариях к Квадратному Идиоту - "Кандидату в Круглые". С его слов, каждые три года человек автоматически переходит в следующую стадию. Однажды он говорил о женщине, которая не видела его двенадцать лет: она была Безнадёжным Идиотом, теперь же, как он сказал, она превратилась в Круглого... Думаю, что в этих словах он хотел передать понимание особой опасности, существующей для человека, обладающего и полагающегося на какие-то свои особые внешние качества и проявления. Если он забывает, что все эти его качества так же механичны, как и его прочие случайные проявления, он лишается проницательности и все его проявления приобретают характер 'Круглой Идиотичности'.
Круглый Идиот - это один из двух или трёх, которые упоминаются в 'Вельзевуле'. В своём примитивном смысле, Круглый Идиот означает полное отсутствие проницательности, умения разбираться. Он всё воспринимает неправильно, с точки зрения своей собственной субъективности. Иногда Гурджиев говорил о Круглом Идиоте, как находящемся в особенно трудной ситуации. Он замкнут в круге, не имеющем ни одной точки, через которую он мог бы вырваться. В конце его ждёт истерика, то есть, превращение в Зигзагообразного Идиота. Но пока он безответственен. И как таковому, ему всегда живётся очень неплохо: что бы он ни сделал, никто не может его упрекнуть. Он всегда может сказать: "А чего вы ожидали? Я же Круглый Идиот".
Как-то Гурджиев заговорил о Круглом Идиоте более серьёзно. Он сказал, что такому идиоту придётся бороться отчаянно и беспрерывно. "Но он способен на это, именно потому, что он Круглый Идиот! Если он увидит свою Идиотичность, он будет днём и ночью стараться изо всех сил, чтобы освободиться".
В общем случае, я слышал, что Гурджиев перемещал людей из Круглых Идиотов прямиком в Безнадёжные Идиоты. Такое происходило, когда они делали длительные и настойчивые усилия - особенно против их собственного суждения, то есть принимая всё на веру.
Но гораздо более частым объяснением, которое давал Гурджиев, был его жест, очерчивающий пальцем в воздухе круг. "Он всегда Идиот. Днём ли, ночью, во сне или бодрствовании, в церкви или в сортире - всегда Идиот. Идиот со всех сторон".
Ясно, что здесь есть несколько способов видения ситуации. Несознающий свою Идиотичность Круглый Идиот создаёт реальную опасность как для самого себя, так и любого, находящегося с ним рядом. Но если он осознаёт свою Идиотичность и не забывает о ней, тогда у него будет постоянный напоминающий фактор, чтобы работать так, как никто из других Идиотов не сможет. Он не видит ничего другого в себе, кроме идиотичности, а значит у него не может быть другой цели, кроме изменения себя и освобождения.
Последним из Геометрических Идиотов является Зигзаг. Тост за него со временем давался во всё более подробных деталях - 'взятых из Эзотерической Группы'. В конечном счёте, он устоялся в следующей форме: 'За здоровье всех Зигзагообразных Идиотов, иначе говоря, за здоровье всех тех, у кого пять пятниц на неделе. А также за здоровье всех истерических людей и за здоровье всех трёх полов.'
По поводу всех этих деталей Гурджиев давал множество объяснений. Иногда он мог прервать Директора, который присоединял к тосту имена одного или нескольких присутствовавших, чтобы сказать: "Нет, это тост в честь всех истерических людей. А все люди истеричны, так что этот тост для всех - нет нужды здесь давать имена".
Было также много попыток уговорить его объяснить смысл "пяти пятниц на неделе". И однажды он сказал явно, что никакого особого значения в 'пятнице' нет. Это мог бы быть и любой другой день недели. Что важно в Зигзагообразном Идиоте, так это отсутствие в нём стабильности. С одной стороны он очень силён, с другой - очень слаб. Он может прилагать огромные усилия, чтобы начать реальное движение, а затем возвращается обратно. Иллюстрируя это, Гурджиев делал жест пальцем, вытягивая его вправо, насколько возможно, затем на полпути обратно и далее в серии всё меньших зигзагов.
Зигзагообразный Идиот вырвался из заколдованного круга, в котором заключён Круглый Идиот, но он пока не обладает своей собственной внутренней стабильностью. Поэтому он истеричен. И каждый, начинающий работу над собой, имеет что-то подобное этому качеству. Он не может следовать в определённом направлении, поскольку его понимание не соответствует его усилиям.
Связь между Зигзагообразным Идиотом и Тремя Полами пришла позже (по крайней мере, на моей памяти) всех прочих деталей. Он часто использовал это в качестве темы к разговору о "третьем поле" и его бесполезности для работы.
Таким образом, в определённом смысле, Зигзагообразный Идиот представляет собой некую конечную точку. Он становится дилетантом, не в состоянии придерживаться чего либо и теряя, в конечном счёте, внутренний импульс к работе. Но он может стать также мужчиной или женщиной в подлинном смысле этого слова и тогда его усилия будут реальными и эффективными. Гурджиев рисовал картину Зигзагообразного Идиота, как работающего почти с дикой, безумной энергией. "Я восхищаюсь таким идиотом. Он делает множество ошибок, но он никогда не останавливается - днём и ночью он продолжает борьбу". Таков Зигзагообразный Идиот, осознавший своё положение. Он имеет определённое сродство с Извивающимся Идиотом, причём, действительно, пару раз в тосте за Зигзаг давались пояснения, обычно зарезервированные за Извивающимся Идиотом.
Думаю, что возможно брать Идиотов в виде групп по три. Первый из них в каждой триаде представляет внутренний аспект, второй - его внешнее проявление, а третий - результат их конфликта. Это должно означать наличие некой аналогии между Идиотами, занимающими одинаковую позицию в каждой из триад. Так, скажем, Архи Идиот, Извивающийся Идиот, Зигзагообразный Идиот и Чванливый Идиот будут являть собой различные стадии в реализации определенного аспекта человеческого опыта.
Четыре серии по три начинаются с Просветленного Идиота. И он же является конечным пунктом на пути знания, за пределы которого невозможно выйти без обретения бытия.
Безусловно, что в восхождении по шкале Идиотизма подразумевается существование более чем одного пути -- возможно, до семи различных путей. Первый из этих путей просто воображаемый. Сам Идиот не изменяется в реальном смысле, но постепенно становится всё более и более убеждённым в том, что он продвигается. Подобный Идиот способен достичь (в собственном воображении) любой ступени. Скорее всего, он превратится в самодовольного Чванливого Идиота, убеждённого, что обладает чем-то, что делает его отличным от всех остальных.
Нет никакого объективного значения в меняющихся манифестациях подобной персоны. Такой человек реально не работает над собой и, в полном смысле, является кандидатом к тому, чтобы погибнуть как собака.
Путь знания в этом плане сильно отличается. Следующий этим путём действительно борется. Он преодолевает огромные трудности, чтобы приобрести не просто лишнюю информацию, но реальное знание. Подобная работа изменяет его и он карабкается вверх по шкале Идиотизма, пока не становится Просветлённым. Теперь он знает всё, что для него возможно знать. Он точно знает, что ему надо сделать, чтобы достичь подлинной свободы. Но сделать этого он не может. Он прилагает отчаянные усилия, но обнаруживает, что сделать то, что необходимо, для него совершенно невозможно. Повторяя гурджиевские пояснения к ситуации Просветлённого Идиота: "Возможно, в этом нет его собственной вины. Дефект в его наследственности. Бабушкиной или дедушкиной. Возможно, его бабушка была проституткой. Он сам с этим ничего поделать не может. А она уже мертва. Никто не сможет ничего сделать для него. Я соболезную такому Идиоту больше, чем любому другому."
Естественно, подобные объяснения действовали пугающе и вызывали чувства удивления и тревоги. Хоть они и напоминали известные слова о наказании "детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих меня", казалось, что они совершенно расходились с представлением о бесконечной милости и сострадании Создателя. Эти слова ставили нас перед лицом страшной ситуации человека, полагающегося на знание, а не на бытие. Часто Гурджиева спрашивали . . .
< на этом обрывается >
~ • ~ • ~
[ перевод:
larkin_donkey ]Source: private paper 'THE SCIENCE OF IDIOTISM'
(Recollections of No. 6, Rue des Colonels Renard, 1948-1949)