Наука Идиотизма

Apr 26, 2015 01:07

Ранее не публиковавшаяся работа, интересная с точки зрения понимания некоторых методов, использовавшихся Гурджиевым для обучения. Работа написана анонимно, вероятно (по стилю и времени упоминаемых событий) Дж.Г. Беннеттом, возможно даже, под собственной гурджиевской редакцией... Аутентичность самой работы сомнений не вызывает - по крайней мере, как говорят, она много лет известна в "ограниченных кругах"... И хоть подобное, по тексту самой работы, являлось и наказуемым деянием "вынесения обсуждения из-за стола")), решил перевести, как хорошую иллюстрацию определённых методов работы -- намеренно неинтеллектуальных и интуитивных...

~ • ~ • ~
Символическое представление человеческой судьбы, получившее название 'Наука Идиотизма', многие годы использовалось Гурджиевым для целей практического обучения. Он часто повторял, что придумал её не сам, что исходит она из одной весьма древней традиции, возникшей около 4500 лет назад; что о ней знали в Вавилоне и впоследствии она сохранилась в Центральной Азии. Сам он познакомился с ней в одном братстве - центральный монастырь которого, как я выяснил, располагался в горах Памира - где он провёл некоторое время. Это Братство использовало символизм Идиотов для выражения и сохранения важного знания о Человеке и его Судьбе. Посвящённые передавали его из поколения в поколение, как один из основных секретов этого Братства.

Сам Гурджиев решил использовать его иначе - а именно, для учения непосвященных людей. Он делал это потому, что видел в нём особую силу, которая не существовала в других методах, выражающих секреты внутренней жизни Человека. Раз или два он сказал в моём присутствии - и несомненно в других случаях также - что знавшие этот секрет были рассержены из-за этого, поскольку считали, что символизм этот должен быть сохранён для использования в первоначальном назначении. Однако, он продолжил его использование, поскольку оно было необходимо ему для исполнения своей задачи. Он даже - хоть никогда и не говорил этого явно - выражал мысль в духе того, что ему пришлось заплатить за этот свой поступок - что ему пришлось принести в жертву нечто весьма ценное - но он сделал это ради блага тех людей, которых должен был готовить. Я не знаю, хотел ли он, чтобы такое объяснение происхождения Науки Идиотизма мы воспринимали серьёзно или же нет. Всё что я знаю, это что лично я усвоил для себя едва ли не больше из всех его демонстраций, основанных на этом символизме, чем из любого другого аспекта его учения.

Наука Идиотизма неотделима от представления о сакральной или сакраментальной трапезе. Сам Гурджиев говорил о ней исключительно за столом. Помню, однажды кто-то на выходе из комнаты стал спрашивать его об этом и он обернулся с упрёком за слова, сказанные вне стола. В другой ситуации оказалось, что новичок показал своё знание Идиотов и указал на меня, как рассказавшего ему заранее. Гурджиев начал бранить меня за это, выговаривая, что я всё испортил своими разговорами - люди должны узнавать об Идиотах за столом и понимать каждый сам за себя. Заранее им ничего нельзя говорить.

Он всегда подчёркивал сакральный характер общих застолий и роль каждого из их участников. Руководил подобным пиршеством Директор или 'Тамада'. Это было большой ответственностью - настолько большой, что даже Христос исполнял её перед своими учениками. Он был продолжателем этой традиции - не в ошибочно приписываемом ей Церковью смысле - но в её оригинальном значении. Преподношение пищи и питья неразрывно связано с идеей священной трапезы. Ритуальный характер обедов за гурджиевским столом частично исходил из акта преподношения пищи, частично из определённых ролей, отводимых участникам, но более всего - из произносимых тостов. Именно поэтому Науку Идиотизма невозможно понять отдельно от сопровождавших её застолий, также как значение самих застолий вне этой науки.

Правило гурджиевских застолий гласило, что каждый вновь прибывший был посетителем - 'почтенным гостем' - который сам не принимал участия в церемонии Идиотов. Он должен был лишь слушать и принимать к сведению, что говорилось о различных идиотах. Далее же, со слов автора церемонии: "Если - вдруг случайно - ему довелось прийти во второй раз, он должен выбрать свой ранг идиота. Он сообщает его Директору. Ещё лучше, он записывает его на своей визитной карточке и вручает её Директору. Любой, кто обладает такой визитной карточкой, свидетельствующей о его инициации в Науку Идиотизма, будет принят с ней где угодно. В Центральной Азии есть монастыри, в любой из которых его примут сразу, как только увидят его визитку."

Сам ритуал Науки Идиотизма был простым. Как только застолье открывается, Директор предлагает тост: "За здоровье всех Обыкновенных Идиотов". Если за столом присутствует кто-то, выбравший себе или объявленный в роли Обыкновенного Идиота (обычно это ребёнок), Директор добавляет: "И за твоё здоровье, такой-то".

Несколькими минутами позже предлагается тост за 'Всех Супер-Идиотов', а потом далее по списку. Гурджиев мог оставлять произносимые тосты без комментариев, а мог произвольно брать один из них, как тему для пояснений. Иногда он объяснял вновь прибывшим сразу всю Науку Идиотизма, выражая её как-то так:

"Идиоты бывают двадцать одного вида. Каждый какой-то Идиот. Первым идёт Обыкновенный Идиот, а двадцать первым - Уникальный Идиот - то есть, Наш Бог". В подобных его объяснениях я заметил одну деталь - он неизменно говорил именно 'наш Бог' - никогда 'Бог' или 'Его Бесконечность', как он всегда говорил о Создателе. Так что у меня создалось впечатление, что под Двадцать Первым Идиотом он имел в виду особую Манифестацию Божественности - так сказать, Божественную Персону.

Никогда он не говорил в моём присутствии достаточно ясно о том, кто является, а кто не является Идиотами. В каком-то смысле, все индивидуализированные сущности - Идиоты, включая очень Высоких Священных Индивидуумов. С другой стороны, Идиотам противопоставляются Мудрые и Умные. Только за Идиотов можно пить алкоголь, более того, лишь алкоголь уместен для чествования Идиотов. За Мудрецов надо пить чистую воду, за Умных - воду с какой-то из добавок. Но даже вино недостаточно сильно для поднятия тоста за Идиотов. Я помню, как он запретил кому-то участие в тостах за то, что тот пил вино. И тем более, он осуждал пьющих воду, хотя не всегда останавливал делающих это по соображениям здоровья.

Мне казалось - хотя здесь я могу полагаться лишь на производимое впечатление, а не на специальные разъяснения - что Идиотом является тот, кто к чему-то стремится - он представляет собой Существо в процессе Становления. Поэтому все стационарные существа, подобно 'Мудрецам', не могут быть Идиотами.

Фактическая последовательность Идиотов была следующей:

1. Обычный Идиот.
2. Супер-Идиот.
3. Архи-Идиот.
4. Безнадёжный Идиот.
5. Сострадательный Идиот.
6. Извивающийся Идиот.
7. Квадратный Идиот.
8. Круглый Идиот.
9. Зигзагообразный Идиот.
10. Просветлённый Идиот.
11. Сомневающийся Идиот.
12. Чванливый Идиот.
13. Кающийся Идиот.
14. Врождённый Идиот.
15. Патентованный Идиот.
16. Идиот Смердящей Наследственности.
17. --

Я не привожу здесь версию семнадцатого Идиота, поскольку никогда не слышал её лично. Насколько я знаю, за него никогда не поднимался тост, за исключением одного случая, когда за столом присутствовали семь или восемь мужчин, а также Лиза Трэкол, как раз перед его отъездом в Америку в декабре 1948.

Следующие три Идиота, восемнадцатый, девятнадцатый и двадцатый, занимают особое место. Он всегда, причем часто, упоминал о себе как Номере восемнадцатом. Про девятнадцатого и двадцатого же он говорил, что ими являются Священные Индивидуумы, которые исполняют определённые функции в отношении всего Мегалокосмоса.

Особой силой Науки Идиотизма, как метода обучения, в значительной степени является порядок их размещения в этой прогрессии. Глядя на первые десять из них - за которых чаще всего произносились тосты - создаётся впечатление некой восходящей последовательности от Обыкновенного до Просветлённого. Следующие же семь идут в направлении, которое не не кажется ни восходящим, ни нисходящим - скорее, это движение к большей беспомощности и зависимости от влияний, лежащих далеко за пределами их контроля.

Я сомневаюсь, что просто изучая данные описания кто-то сможет открыть для себя внутреннее значение этой последовательности. Причина этого заключается в факте присутствия двух направлений в движении - 'восходящего' в направлении номера двадцать один и 'нисходящего' к Ординарному Идиоту. Поскольку конечным назначением и целью бытия каждого существа должно быть максимальное приближение, насколько это в его силах, к Источнику Всего сущего, то естественно можно и ожидать, что 'подниматься' вверх по шкале лучше, чем 'спускаться' по ней.
Но дело в том, что при подъёме незаметное сначала бремя будет постепенно становиться невыносимой обузой, а это, раньше или позже, но приведёт к невозможности дальнейшего продвижения. К моменту, когда определённая ступень достигнута, избавиться от взваленной на себя ноши уже невозможно и она становится непреодолимым препятствием. И это усугубляется ещё тем, что само бремя это до поры не чувствуется в процессе подъёма. Препятствия, обладающие объективной реальностью, не ощущаются таковыми, пока не обнаруживаются из действия их результатов.

Это и есть смысл Восхождения и Нисхождения по Шкале Идиотизма. Где бы человек не обнаруживал себя, он должен прежде всего 'осознанно спуститься' до уровня Обычного Идиота - то есть, Идиота без характерных черт, без персоналий, без особых способностей и качеств. Гурджиевское понимание Обычного Идиота лучше всего иллюстрируют его собственные слова о том, что все маленькие дети являются Обычными Идиотами. И естественно тут приходят на ум ещё и слова Евангелия: "Пока не станете подобны детям, не войдёте в Царство Небесное".

Вновь и вновь Гурджиев подчёркивал, что никакой дальнейший прогресс невозможен. Как он говорил: "Необходимо сознательно спуститься вплоть до ординарного (jusqu’a ordinaire) - и тогда лишь сознательно подниматься (consciencely monter)". Это тесно связано также с его настойчивым требованием необходимости "осознания собственного ничтожества" перед появлением у нас надежды прийти к чему-то реальному.

По поводу восхождения, он говорил, что со временем оно становится автоматическим для любого, кто работает. Каждые два или три года будет происходить переход к следующей ступени - Квадрат становится Кругом, Круг превращается в Зигзаг и так далее. Этот 'автоматический' подъём является результатом жизненного опыта, роста знания. Конечно, подобное также требует усилий и искреннего стремления, но в нём нет ничего существенного - это путь знания, а не бытия.

Путь знания ведёт лишь до стадии Просветлённого Идиота. О нём Гурджиев говорил иногда насмешливо и пренебрежительно, но чаще с глубоким состраданием: "Мне искренне жаль Просветлённого Идиота. Более несчастного создания просто не существует." . . .

~ • ~ • ~

[ перевод: larkin_donkey ]
< Продолжение здесь . . . >

bennett, idiots, articles

Previous post Next post
Up