Самонаблюдение

Apr 22, 2014 12:35


[ из книги "Реальность Бытия" ]
~ • ~ • ~

Если я хочу понять себя, прежде всего я должен обладать умом, способным к наблюдению без искажения. Это требует от меня полного внимания, которое возникает лишь при появлении реальной потребности узнать, когда ум откладывает в сторону всё для того, чтобы наблюдать. Я никогда не наблюдаю себя в действии. Никогда не вижу своего механического функционирования, а тем более не вижу своей тяги к механическому действию. Мне необходимо увидеть и осознать все окольные пути внутренней механики, препятствующие моему желанию наблюдать себя. Этот вид наблюдения есть начало самопознания.

Я желаю осознать каждую мысль и каждое чувство в себе, но внимание моё постоянно блуждает. Ни одна мысль не является законченной, ни одно чувство не получает завершения. Мои мысли скачут, мои чувства вертятся туда-сюда между случайными вещами, призываемые ими, подобно безвольным рабам. В этом непрерывном движении я не в состоянии обнаружить какое-либо глубокое значение этих мыслей или этих чувств. Мои реакции должны замедлить свой ход. Но как?

Я не могу подобное спустить просто указом сверху. Это лишь создаст конфликт и подорвёт само усилие. И всё же, когда я концентрируюсь для того, чтобы видеть, такое действие само по себе замедляет скорость этих реакций. Когда внимание не затронуто никаким словом или образом, пребывает за пределами всего известного, моё чувство замедляется. Есть краткий миг перед появлением реакции, в котором я могу разглядеть возникновение моих мыслей и чувств. Я вижу их как факты. Впервые я понимаю, что представляет собой этот "факт" - нечто, что сам я не в состоянии изменить, чего я не могу избежать, нечто что просто есть. Это правда!

Поскольку моим единственным интересом является увидеть, я не вмешиваюсь. И это постепенно открывает мне подлинное значение всех моих мыслей и чувств. Истина утверждается во мне и обретает всемогущество. В этом состоянии моё знание остановлено; есть только поиск. Как могу я познать живую вещь? Только следуя ей. Чтобы познать Себя, я должен быть с Собой. И должен ему следовать.

Гурджиев учил необходимости самонаблюдения, но эта практика, большей частью, всегда понималась неверно. Обычно, когда я пытаюсь наблюдать, существует точка, из которой производится наблюдение. Моя мысль при этом проецирует идею наблюдения, как некого наблюдателя, отдельного от наблюдаемого объекта. Но просто идея наблюдения не является собственно наблюдением. Виденье не есть идея. Это действие, акт виденья. Здесь объектом являюсь я сам, живое существо, которое должно быть узнанным для того, чтобы жить определённой жизнью. Такое наблюдение не имеет ничего общего с позицией фиксированного наблюдателя, рассматривающего некий объект. Это один цельный акт, в опыте которого нет места разделению между видящим и видимым, не существует точки, из которой это наблюдение производится. Лишь тогда может возникнуть чувство особого рода, желание знать. Это особое влечение, которое охватывает всё, что я вижу, и которому ничто не безразлично. Мне требуется видеть. Когда я начинаю видеть, я воспринимаю это с любовью. Больше не разделённый, я пребываю с ним в контакте, интенсивно, всецело. Я знаю. И моё знание является результатом этого состояния. Я пробуждаюсь к тому, что Я есть, прикасаясь к источнику подлинной любви, качеству бытия.

Истину того, что я есть, возможно увидеть лишь с помощью специальной тонкой энергии, особого рода разумности во мне, которая видит. А это требует чёткого баланса во взаимоотношении между моим обычным мышлением и этим виденьем. Одно должно быть подчинено другому, иначе я буду захвачен материалом собственных мыслей.

Внутри меня не должно быть никаких противоречий, как бы малы они ни были. Иначе я не в состоянии видеть. Противоречий, когда одна из сторон хочет знать, что я есть, но с другой стороны ей противостоит работающая лишь ради себя голова, чувствующая лишь ради себя эмоция, плюс, напряжения в теле, отсекающие меня от ощущения. Когда я вижу себя потерянным во тьме, я чувствую потребность в ясности, в видении. Я чувствую необходимость ясно видеть. Это не желание измениться, потому что вчера я чувствовал себя лучше, но чувство совершенно другого рода. Когда оно есть, мало по малу, напряжения в теле сами уходят, разум видит без искания результатов, а наше тело раскрывается для совершенно другого качества. Энергия освобождается и обнаруживается некая внутренняя реальность. Больше нет противоречия. Я вижу, лишь это . . . Я только вижу.

Наблюдение без противоречия подобно следованию быстрому течению, стремительному потоку, в опережающем предвидении осознавая мчащиеся вокруг меня воды, видя движение каждого малого гребня волны. Здесь нет уже времени на формулирование, именование или на суждение. Здесь нет больше места для раздумий. Мой разум становится тихим и чувствительным - очень живым, но спокойным. Он видит всё без искажений. Безмолвное наблюдение даёт рождение пониманию, но эту истину необходимо увидеть. Порядок рождается из понимания существующего беспорядка. Пребывание в нём, с одновременным ощущением присутствия к этому хаосу, постепенно привносит знание о другой возможности, другом порядке вещей.

~ • ~ • ~
~ Jeanne de Salzmann, "The Reality of Being".

перевод: larkin_donkey

being, self-observation, articles, reality of being

Previous post Next post
Up