Живое Время

Dec 31, 2013 03:24


from Maurice Nicoll,
"Living Time" (1952)
[перевод мой - AK]
~ • ~ • ~ • ~ • ~ •
В каждом из нас есть нечто, которое, если человек действует из него, придаёт совершенно другое качество всему делаемому им. ... Один реальный момент, одна реальная мысль, одно реальное чувство, одно реальное ощущение - единственный момент само-существования - стоит всего остального. Есть определённый тип действия, определённое переживание самого себя, являющиеся началом "вечной" жизни. Без этого, что бы мы ни делали, лишь "естественно", т.е. реакция. Цель в освобождении самих себя из-под власти преходящего я, отражающего события этого момента.

Тот же самый эффект может иметь осознание того, что нас окружает лишь преходящее-время - т.е., мы живём в мире становления, где ни о чём и никогда нельзя сказать, что оно есть. Осознание этого создаёт не только чувство печали, но, отделяя нас самих от воздействия преходящего-времени, может вести нас ближе к другому уровню сознания, с сопутствующим ему другим чувством Я. Об этом хорошо сказано в следующем отрывке об ученице и её будистском учителе: "Внутреннему взору её сердца открылась истина, ясная и немеркнущая, с осознанием того, что всё имеющее начало несёт в себе и неотъемлемое качество бренной преходящести" (Вопросы царя Милинды). Заметьте, что сказано это именно о внутреннем взоре, инсайте. Это совсем не то же, что просто думать о преходящести времени или думать о том, что всё эфемерно и безнадёжно. Нет, это шаг за пределы всего этого, сделав который, она стала свободной от иллюзии и отделённой от связывавших её тысяч вещей, смотря на свою взаимосвязь с видимым миром как бы изнутри. В преходящем-времени ни о чём нельзя сказать, что оно есть. А это как раз то, чего мы не видим. И восприятие этого может привести нас к сейчас.

Бесполезны любые мечты, бесполезны разговоры, бесполезны поиски смысла всех наших фантазий. Ничто из этого не содержит сейчас, принадлежащее высшему порядку сознания. Этот человек-времени в нас ничего не знает о сейчас. Он интересуется лишь тем, что ему сделать, что сказать, что надеть, что съесть, etc.. Он стремится в предчувствии, предвкушении... А вслед за ним идём и мы, стремясь настичь ожидаемый момент. И вот он настаёт, но что это?! Наш человек-времени опять не здесь, а где-то в другом месте, в своих дальнейших планах...

Это и есть становление - где реально ничто никогда не существует. Мы должны вернуть свои ощущения, чтобы начать чувствовать сейчас. Но чувствовать сейчас мы можем лишь сдерживая человека-времени, который думает о существовании на свой лад. Сейчас входит в нас вместе с ощущением чего-то более значительного, чем преходящее-время. Сейчас включает в себя всё время, всю эту жизнь и весь эон жизни. Сейчас есть ощущение высшего космоса. Никакие решения этого человека во времени в счёт не идут, они не берут своё начало из сейчас. Все решения, принадлежащие этой жизни во времени, к успеху, к нашим делам, комфорту - все они касаются "завтра". Все решения о том, как делать вещи правильно, как действовать и себя вести, относятся к завтра. В счёт идёт лишь делаемое сейчас, а это всегда решение о самом себе и с самим собой, даже если его результат может затронуть жизни людей "завтра". Сейчас принадлежит духовному началу. Это состояние духа, когда он поднимается выше потока временных ассоциаций. Духовные ценности не имеют ничего общего со временем. Они не находятся во времени, также как их рост не является вопросом времени. Наоборот, чтобы сохранить впечатление об их истине, мы должны бороться со временем, с каждым намёком на их принадлежность ко времени, и что течение дней может развить и упрочить их. Поскольку тогда нам легче будет искать оправдания, способствующие мыслям о том, что уже слишком поздно и прочим излюбленным отговоркам об ушедшем времени.

Чувство сейчас является чувством уверенности. В сейчас ход времени останавливается. И в этой остановке времени, человек в своём понимании обретает власть над ним. Человек знает, видит, чувствует внутри себя, отдельно ото всех внешних вещей; а превыше всего - человек есть. Это то самое состояние веры, как оно, мне кажется, изначально подразумевалось - определённое знание о чём-то над преходящим-временем. Вера принадлежит сейчас. Временной же человек под верой понимает нечто совершенно другое. Вера должна иметь дело с тем, что относится исключительно к себе самому, что просто не может быть известным никому другому. "Любое видимое состояние, любой мирской, прагматический подход к вере, является её концом, отрицанием веры" (Карл Барт). Любой инсайт, любое откровение, все озарения, вся любовь, всё подлинное, всё реальное, находятся в сейчас - и в попытке достижения этого ощущения сейчас мы приближаемся к тем внутренним рубежам, которые принадлежат наиболее священной части жизни. Потому что во времени все вещи ищут завершения, но в сейчас все вещи полны и совершенны.

Поэтому мы должны понять, что то, что мы называем текущим моментом не есть сейчас. Текущий момент принадлежит к горизонтальной линии времени, тогда как сейчас всегда вертикально ему, несопоставимо и несоизмеримо с ним. Так что Барт указывает нам на то, что истинная, подлинно живая жизнь человека не расположена в историческом времени, также как вера не есть некая вещь, берущая начало в определённой точке времени и растущая в ходе его. Он на самом деле говорит о совсем другом уровне сознания - другом его измерении. Это тот Момент, который "подготавливает и трансформирует время", а всё прочее, что люди принимают за веру, принадлежит "непригодному времени сна". Без этого Момента, этого сейчас, по точному наблюдению Барта, все "люди спят, будь то любовник, святой или апостол", и в этом состоянии сна "люди проданы в рабство времени, в качестве его собственности. Они устилают собой, подобно гальке, русло потока времени". Пробудись мы, говорит он, осознай, что каждый момент мы находимся на приграничном рубеже времени, мы бы немедленно узнали, что всё что мы ищем и всё что связываем с будущей жизнью, ничего общего не имеет с историческим временем или с видимой историей. Мир будущего не находится в будущем времени. "Его наступление задерживается не до Второго пришествия, но до нашего пробуждения".

Если бы мы смогли пробудиться, если бы смогли подняться по ступеням реальности, сокрытым внутри нас, мы бы сумели понять, что означает "будущий" мир. Этот будущий мир есть наше собственное прорастание в сейчас, он не находится в "завтра" преходящего-времени.

Нечто должно быть привнесено в каждый момент, кумулятивный эффект чего и должен создать сейчас. Сейчас не дано нам. Живя нашей повседневной жизнью, мы постоянно должны делать что-то ещё - внутренне. Давайте рассмотрим упражнения в самопознании в этом отношении. Что бы мы ни понимали под самопознанием, мы определённо не понимаем одной вещи, что оно должно иметь дело с сейчас. Человек-времени в нас не понимает этого. Майстер Экхарт говорит: "Фиксируйте и запоминайте, как узнать себя. Чтобы познать себя, человек должен быть постоянно на страже, наблюдая за собой, удерживая свои внешние способности. Эта дисциплина должна продолжаться, пока он не достигнет состояния сознания". Целью является достижение сейчас, когда человек присутствует в отношении самого себя. "То, что Я говорю вам, Я говорю всем в роде сем - бодрствуйте". Не является ли эта идея самопознания совершенно отличной от той моральной значимости, которую мы ей обычно придаём? Можем ли мы вообще понять Новый Завет, пока не поймём, что он постоянно взывает к высшему возможному для человека уровню сознания? Не это ли то скрытое в нас сокровище, которое человек может найти, если ищет? "Высшая мудрость заключена в том, что человек должен познать себя, потому что в нём Бог поместил своё вечное слово". Что это за слово (логос)? "В начале было слово". Не в то ли оно, что являющее собой лишь потенциальность внешнее выражение вселенной берёт своё начало от высочайшего смысла, создающего ступени внутренней иерархии реальности?

Если мы сможем проникнуть внутрь вечной реальности нашего собственного бытия, мы найдём одно единственное решение для каждой ситуации - в правильном смысле нашего собственного существования - изначальное в себе. "Причина" нашего существования будет тогда внутренней. Это я называю эоном наших жизней - того, что находится за пределами любой манифестации жизни во времени, и что суммируется ростом чувства сейчас, в которое входит вся жизнь. Это вечное творение человека, не имеющее никакого источника во времени.


now, nicoll, being, time, articles

Previous post Next post
Up