между "je" и "moi" или о работе с чувствами и ощущениями

Oct 29, 2013 23:30

Оч.хорошее изложение непростой но важной темы от Дж.Г.Беннетта...



[ из записи встречи 17 марта 1949 ]

Есть одна техника, с которой я вам всем советую работать очень настойчиво, пока вы ей не овладеете. Это различение между ощущениями и чувствами - одна из базисных основ практического метода, который м-р Гурджиев даёт сейчас людям для помощи в их работе, и есть много вещей, достичь которых будет просто невозможно, пока вы не приобретёте такое различение в своём непосредственном опыте.

Гурджиев называет это различием между французскими "je" и "moi" - "me" и "myself", "я" и "мой".

Под "je" мы подразумеваем переживание себя, исходящее от наших чувств.
Под "moi" мы подразумеваем переживание себя, исходящее от телесных ощущений.

Обычно, оба они находятся за пределами или ниже порога нашего сознательного опыта. Оба они принадлежат нашему подсознанию, и воздействуют на то, что мы обычно называем своим сознательным состоянием, но только непрямым образом, через ассоциации. Или же прямым, в присутствии процесса особой интенсивности, такого как физическая боль или сильное, яркое чувство. Но даже в этих случаях мы не способны осознать, что подобные вещи относятся к качествам чувства "себя", переживание которого у нас обычно отсутствует.

Не ждите, что вы сходу уловите суть идеи чувствования и ощущения. Вам придётся долго и упорно работать над этим. Начинать надо с того, чтобы стать сознающими ощущения, которые вы обычно не замечаете. Скажем, ощущение от прикосновения, когда ваше тело находится в контакте с чем-то неподвижным. Довольно легко можно следить, например, за ощущением при трении от движения, когда ваша рука скользит по чему-то. Но если ваша рука не двигается, лежит в покое на чём-то, то очень быстро это ощущение от соприкосновения теряется. Вы сами можете легко подтвердить это для себя, проделав этот эксперимент.

В начале трудно бывает сказать, какую позу вы принимаете или в каком положении размещена та или иная часть тела, не двигая ей, не глядя на неё, не делая незаметных микродвижений, чтобы напрячь её, etc. Поэтому необходимо начинать с работы над простыми вещами, подобными ощущению неподвижного контакта вашего тела с внешними объектами. Освоив это, мы переходим уже к более сложным вещам, учимся ощущать позу тела, положение различных конечностей, не двигая ими, не смотря на них, не думая о них и т.д.

Затем вы можете продолжить работу далее уже над внутренними ощущениями, над чувствованием или восприятием активности нервной системы в целом, распределённой по всему телу и постоянно посылающей сигналы обратно в ваш позвоночный столб.

Вам надо над этим работать, пока вы, в любое время, не сможете иметь устойчивое переживание внутреннего ощущения ваших собственных конечностей и различных частей вашего тела. А затем, время от времени, но со всё большей интенсивностью по мере продвижения, таким же образом переживать опыт от ощущения всего тела в целом. Пытайтесь обнаружить, как вы можете приобрести ощущение и осознание жизни вашего тела как целого, не думая о нём, не глядя на него, не будучи зависимым от какого-либо движения или смены позы, не под действием чувства боли или дискомфорта - просто ощущая ваше тело и учась привносить осознание во все части той нервной системы, которая пронизывает тело целиком.

Далее, работайте также над чувствами. Пытайтесь видеть, как состояние ваших чувств есть нечто независимое от ваших мыслей и независимое от этого происходящего в вашем теле процесса ощущения. Пытайтесь видеть, как все результаты вашего опыта выражаются в терминах состояния ваших чувств - состояния приподнятости или депрессии, волнующего азарта, удивления, радости или печали, страсти или отвращения. И пытайтесь обнаружить и увидеть, как вся эта последовательность чувств приходит из одной и той же вашей части, которую вы легко можете переживать как совершенно отдельную от того, что происходит в вашем мозгу и от воспринимаемого вашей ощущающей частью. Причём, для большинства людей эта их сторона немедленно и безошибочно связывается с областью в груди, которую мы называем солнечным сплетением.

Пытайтесь прежде всего видеть, как от этого к вам приходит определённый вид чувства "себя". Это именно то, что м-р Гурджиев называет "je".

Пытайтесь обнаружить, сможете ли вы свести в вашем опыте вместе "moi" и "je" - другими словами, пытайтесь увидеть, можете ли вы одновременно ощущать всю жизнь вашего тела, в то же время испытывая чувство самого себя, присутствующего в нём. Но переживайте это непосредственно и прямо, как присутствующий в вас непрерывный ряд эмоциональных состояний, а не как нечто лишь окрашивающее ваши мысли.

Это трудная задача. Более того, большинству из вас нелегко будет помочь в тех трудностях, с которыми вы можете столкнуться в работе. Во многом, из-за того что вы работаете излишне интенсивно в вашей думающей части. Я очень часто это наблюдал в последнее время в разговоре с людьми на различных встречах. Хотя бывает и наоборот, есть люди, чья чувствующая часть очень буйно реагирует на различные стимулы, но которые совершенно неспособны к переживанию этого "je" - когда через них проносится волна чувств, кажется, что она сносит всё на своём пути, ничего не оставляя за собой. Так что это задача для всех, какой бы свой особенный недостаток баланса они ни имели. Эта работа необходима, особенно в связи с тем, что без неё будет невозможно следовать дальнейшим практическим указаниям, которые люди могут расчитывать получить, если будут стараться и заработают такую возможность.


THE DISTINCTION BETWEEN SENSING AND FEELING
JG Bennett, Thursday, 17 March 1949, Livingstone Hall


bennett, sensing, feelings, self-awareness, articles, self-remembering

Previous post Next post
Up