Оригинал взят у
marinni в
Из истории масок. Европа и Венеция,17-18 век. История и разновидности масок. Европа и Венеция,17-18 век.
;
Поскольку сейчас как раз начался карнавал в Венеции, интересно сравнить исторические картинки с теми масками, которые существуют сейчас.
Веер, 1740s
Надо отметить, что люди предпочитали прятать свои лица и без всякого карнавала. Желание измениться, стать неузнаваемым, спрятать свое лицо под "личиной" (от фр. masque лат. - mascus)- привело к тому, что в масках стали ходить в общественные места, на улицы, в гости, театры, на рынки.
Благодаря маскам, в праздники стирались все иерархические социальные различия.
Маска и карнавальный костюм скрывали подлинный облик хозяина, позволяя ему делать все, что угодно, невзирая на титулы и звания, и главное - нисколько не задумываться о последствиях.
Giandomenico Tiepolo, Masks Carnival of Venice with Pantalone
Формально маски можно разделить на два вида. Одни маски пришли из театра комедии Дель Арте(commedia dell’arte)- комедия масок (уличный театр, возникший к середине 16 в). К маскам театра относятся - Пульчинелла, Коломбина, Пьеро, Арлекин, Панталоне и другие.
Для разбора этих персонажей нужен отдельный пост, и не один, поскольку картинок и фарфора очень много.
Второй вид масок: Баута, Вольто, Доктор Чума, Венецианская дама и другие- образовались в результате многовекового развития венецианского карнавала.
-------------Венеция-основные маски-----------
===============================================
Два вида масок- баутта и моретта
Di degno Cavalier tenera Moglie...
Print made by Charles Joseph Flipart
After Pietro Longhi
(Europe,Italy,Veneto,Venice
1737-1750
Три вида масок- баутта, моретта и полумаска Арлекина.
Nicolo Cavalli
After Francesco Maggiotto
1760-1800
Three half-length figures from a Venetian carnival
-------------------------
Прародителем современных карнавалов стали древнеримские сатурналии. В дни, посвященные богу урожая и плодородия Сатурну, римляне устраивали пиршества, дабы воскресить золотой век всеобщего равенства и процветания.
Пропасть между господином и рабом на время праздника исчезала - рабы кутили за одним столом с вельможами, а свободные граждане подносили им вино. Чтобы социальные предрассудки не мешали веселью, все прятали свои лица под масками.
Carnival Tiepolo.1750
Cлово «карнавал» происходит от латинского carrus navalis (что в переводе означает "потешная колесница", "корабль праздничных процессий") - так в древности называлась ритуальная повозка-корабль, на которой в Европе еще в далеком бронзовом веке во время праздников возили идолов плодородия.
Другие утверждают, что слово "карнавал" означает - "carnis laxatio" или "carnasciale" (в переводе "прощай, мясо!") - отказ от мяса, религиозный пост перед Пасхой.
В желании приспособить дохристианские обычаи к новой вере, церковь использовала старинный праздник для подготовки христиан к самому длинному в году посту - Великому Посту перед Пасхой. В 1296 году Сенат Венецианской республики провозгласил праздничным последний день перед Великим Постом.
На вопрос- когда именно состоялся первый венецианский карнавал, также существует множество версий.
Самая ранняя версия относится к XI веку. В 1094 году Венецианская республика получала по договору с Византией дома в Константинополе и дополнительные привилегии в налогообложении, что давало ей огромные преимущества для средиземноморской торговли. Празднование этого события могло быть первым венецианским карнавалом.
По другой версии, первый венецианский карнавал был проведен аж в 998 году, когда юные жители Венеции вернули своих невест, похищенных пиратами. Третья версия гласит, что первый венецианский карнавал произошел лишь в 1162 году, в честь празднования победы Венецианской республики в войне против патриарха Ульрико. Горожане шумной толпой высыпали на площадь Святого Марка, где предались пиршеству и веселью. Одно известно точно, что уже в XIII веке последний перед началом Великого поста день был объявлен днем торжеств и народных гуляний. Два века спустя в Венеции был создан фонд сбора средств для проведения ежегодного венецианского карнавала, ставшего к тому времени неотъемлемой частью жизни Венеции, весь город стекался в дни праздника на площадь Сан-Марко.
Джованни Доменико Тьеполо "Менуэт" 1756
Здесь видны основные типы масок:
detalle
----------------Полумаски------------
===========================================
«HALF MASK», а по-французски «LE LOUP»
к ней крепилась кружевная оборка, бахрома. Делали их из бархата и тафты, закрепляли на голове или носили на ручке, как лорнет.
Они были распространены по всей Европе.
Caricature of bustles and street masks, Dutch, 1500s.
After Sebastiaan Vranckx
1600-1634
Gaulic Costumes
Winter
Print made by Wenceslaus Hollar
1643
Полумаска часто встречается у персонажей «La commedia dell'arte»
The Actors of the Commedia dell'Arte
Nicolas Lancret
Pierrot and Harlequin
Philippe Mercier
----------------Фарфор--------
Snuffbox
Chelsea (box, made)
Birmingham (mounts, possibly, made)
ca. 1760-1765 (made)
-----------------------------------
Satire: a couple at a masquerade, the young man, on the left, has taken his mask off in his ardour, while the woman has not. 6 May 1771
-----------------МORETTA---------------------
=============================================
Маска «МORETTA» (Моретта, смуглянка)или
«SERVETTA MUTA» (немая служанка)
Felice Boscaratti
Её еще называли «ОТРАДА МУЖЕЙ», так как на месте рта у маски изнутри был небольшой шпенек, который приходилось зажимать зубами, чтобы маска держалась перед лицом, - по словам Казановы, такие маски делали женщин загадочными, а главное- молчаливыми
-----------Картинки-17 век----------
=======================================
Моретта, название которой, очевидно, происходит от итальянского Moro (черный, мавр), представляла собой овал из черного бархата или мягкой кожи с прорезями для глаз. Была очень популярна у европейских дам высшего сословия.
Dame de la Cour (dressed print)
French, Late 17th century
Nicholas Bonnart
Madame la Marquise D'Entraques
French, 1695
Henri Bonnart,
French, late 17th century
French, late 17th century
Damoiselle en Habit de Chambre
French, late 17th centuy
Robert Bonnart, French,
-----------------------
Portrait of a Woman in a Ball Gown
Pierre Gobert
17 век
-------------
Charles Beaubrun María Teresa de Austria y el Gran Delfín
----------------18 век- Венеция----------
=====================================
Pietro Longhi
Rhinozeros, Detail Pietro Longhi
--------------Портреты-18 век--------------
===================================================
----------------Моретта---------
Johann Elias Ridinger
A lady identified as Madame de Mouchy seated in a chair before a column, holding a mask in her hand; a copy from Surugue's engraving after Coypel; lettered state. c.1760-1770
After Philippe Mercier
1750s-1770s (circa)
-----------------моретта------------
After Rosalba Giovanni Carriera
1736-1775
A Venitian Lady in Masquerade
Portrait of a young lady in oriental costume, holding a carnival mask
By: English School
Young Girl with a Mask
By: Jean Raoux
------------------------------
La Comtesse de Bersac
Jean Baptiste Santerre
----------------ВЕНЕЦИЯ----------------
---------------"Bauta"-Баута-----------------
=============================================
Баута - одна из самых известных масок, прикрывающая верхнюю часть лица. Она появилась в XVII столетии, носили ее в сочетании с длинным черным плащом, скрывающим фигуру, и треугольной шляпой - tricorno.
The Ridotto in Venice
1750's
Oil on canvas, 84 x 115 cm
Private collection
Баута считалась идеальной маской для высокопоставленных особ, которые любили анонимно ходить «в народ». Иногда к нижней части крепился кусок черного шелка, прикрывающий шею. Маска белого или чёрного цвета, имеет специально оттопыренную верхнюю "губу", форма маски позволяла есть и пить не открывая лица.
Есть ее разновидность- Bauta Casanova.
Бывали случаи, когда под венецианскими масками скрывались для совершения преступлений.
Это принудило церковь ограничить использование масок и привело к тому, что в 1608 году в Венеции издали закон, в котором говорилось, что мужчины за ношение венецианских масок в обычный день приговаривались к двум годам тюрьмы и денежному штрафу, а женщин публично секли на площади розгами.
Зубной врач
The Tooth Puller
1746
Oil on canvas, 50 x 62 cm
Pinacoteca di Brera, Milan
Pietro Longhi (c1701-1785)
Il Ridotto
Oil on canvas
1740
De speelbank (Il ridotto)
----------Венецианская маска «Доктор Чума»------
================================================
Одной из причин популярности масок можно считать свирепствовавшую в 11 веке эпидемию чумы.
Mediaeval Plague Doctors
Люди считали, что если лицо закрыто маской, то смерть может не узнать избранного ею человека и пройти мимо. Маски с длинными носами имели также и медицинское назначение: в нос вставляли ткань, пропитанную эфирными маслами, позволявшим, как считалось- владельцу маски избежать заражения. В этих масках часто ходили врачи, посещавшие больных.
Доктор Чума- самая жуткая маска карнавала.
Эпидемии чумы не раз охватывали Венецию, за счет большой плотности населения уносили множество жизней. Доктора для личной безопасности надевали на лицо длинноносые маски.
Считалось, что эти «клювы» с помещенными в них ароматическими веществами могут защитить их от заразы. С той же целью поверх обычной одежды врачи носили темные длинные плащи из льняной или вощеной материи, а в руки брали специальную палку, чтобы не прикасаться к больному руками.
-----------------Маски в форме лица------------
===============================================
Венецианская Дама (Dama di Venezia)
«DAMA DI VENEZIА»
изображает знатную венецианскую красавицу эпохи возрождения.
Венецианская маска «Вольто»- также известна под названием "Гражданин" (Citizen), поскольку ее носили в дозволенные дни рядовые горожане. Вольто копирует классическую форму человеческого лица. Она крепилась к голове лентами (у некоторых вольто вместо тесемок на подбородке имелась ручка).
masks -- italy -- venice -- 1500-1599
Beggars.
-------------------Дамы--------------
=====================================
Woman with a Mask
Lorenzo Lippi
Woman with a Mask
By: Lorenzo Lippi
MIERIS, Frans van, the Elder
Pictura (An Allegory of Painting)
1661
Oil on copper
Private collection
`Pictura'
Frans van Mieris
Portrait of a lady, half-length, holding a mask
By: Italian School
---------------------------------
unknow artist/ A Woman holding a mask
North Italian School,18th Century
------------Маска в виде лица-Европа--------------
==============================================
The Fair Nun Unmasked
Henry Robert Morland
After Henry Morland England,London)
Date
1770 (circa?)
-------------Маска + полумаска------------------
==================================================
Portrait of a lady, three-quarter-length, in masque dress, a mask in her right hand
By: Antoine Pesne
Bildnis der Henriette Sophie Christine von Lüderitz, geborene von Rochow, mit venezianischer Karnevalsmaske.
18th century
Jakob Björk - Eleonora Gustafa Bonde
---------------Мужчины-Европа------------
========================================
Как видно- мужчины носили все основные типы масок:
Franz Isaak von Chasot
Antoine Pesne
The treacherous patriot unmask'd.
1742 (c.)
Elisabeth Vige-Lebrun
Портрет Григория Чернышева.
Portrait of Count Grigory Chernyshev with a Mask in His Hand
1793
-------
Продолжение: маски дель арте, маски в ИЗО- в следующем посте.
Пока картинка 19-го века, осторожней с карнавалами!:
Charles Joshua Chaplin
After the Masked Ball
Еще по теме:
----------------------
Карнавальные костюмы:
-------------------------
-ТУТ Пьетро Лонги-ТУТ Карнавалы, маскарады, все посты-ТУТ ------------------------------------------------
http://www.wga.hu/http://images.bridgeman.co.uk/http://www.artgalleryimage.net/http://zoom.mfa.org/http://www.britishmuseum.org/http://www.oilpainting-frame.com/http://commons.wikimedia.org/http://www.niceartgallery.com/http://www.lightreiki.org/news/2008-05-29-122http://www.masksofvenice.co.uk/http://www.flickr.com/photos/batgrl/galleries/72157622435907426/http://www.liveinternet.ru/users/kykolnik/rubric/2133002/ текст
http://karnavalmasok.ru/history_carnival.phphttp://en.wikipedia.org/wiki/Carnival_of_Venicehttp://www.venetianmasksshop.com/history.htm