Nov 17, 2012 00:11
Четвертое. Главная тема Жанны Виноградовой - любовь, взаимоотношения мужчины и женщины, про это она и ставит свои программные спектакли. Но в этот раз спектакль не только о любви. А о любви на фоне всеобщего лицемерия. Фамусовская Москва в ее трактовке предстает как собрание изощренных приспособленцев, откровенных идиотов и лицемеров. Причем удивительно, как текст Грибоедова опять крамольно звучит уже по отношению к нашим дням, где бал правят все те же фамусовы, молчалины и скалозубы. Некоторые фразы просто попадают в яблочко. К примеру, реплика из уст Скалозуба о том, что есть проект, в школах и лицеях «скоро будут лишь учить по нашему: раз, два; А книги сохранят так: для больших оказий». На эту фразу школьники - а их на спектакле было очень много - среагировали дружным смехом. Живую реакцию зала вызвала и реплика Хлёстовой о том, что Чацкого, которого она рада была первой записать в сумасшедшие, ей жаль: «по-христиански так; он жалости достоин».
Пятое. Нельзя не упомянуть про декорации. Как всегда центральное место на сцене занимала лестница. Жанна Виноградова обожает лестницы, ведь мизансцены, выстроенные на ней, смотрятся так эффектно! Вообще в спектакле отдана дань эффекту.
И об этом шестое. Хотя Жанна Виноградова не любит драматических финалов, на этот раз финал был безутешен, и при этом эффектно красив. Чацкий плакал, стоя под фонарем у левого портала. А на другой стороне сцены - над Софьей, утратившей иллюзии, и Фамусовым, потерявшим свой апломб, падал белый снег…