Nov 16, 2016 17:19
В ноябре рязанские зрители могли посмотреть сразу три новых работы в постановке режиссера Сергея Бобровского. Сначала в областном театре драмы состоялась премьера поставленного им спектакля «Бог резни» по пьесе современного французского драматурга Ясмины Реза. А затем в Рязань на гастроли приехал театр драмы имени Толстого из Липецка, где Сергей Бобровский является главным режиссером. В гастрольную афишу вошли две его постановки: «Квадратура круга» и «Полковник птица».
Напомню, что Сергей Бобровский для Рязани свой человек, в 80-е он работал в местном театре драмы, а затем преподавал в институте культуры. 2 года назад поставил на рязанской сцене «Чайку».
У пьесы Ясмины Реза говорящее название. Бог резни или бог раздора и агрессии оказывается той самой силой, которая управляет людьми. Две семейные пары встречаются, чтобы обсудить стычку своих сыновей-подростков, итогом которой стал выбитый зуб. Пострадавшая сторона приглашает к себе домой сторону обидчика, чтобы, как подобает цивилизованным людям, урегулировать вопрос и найти приемлемое решение. Но слово за слово и доброжелательность, и хорошие манеры уступают место взаимным упрекам, обвинениям и даже рукоприкладству. Цивилизованность слетает с взрослых людей, как легкий налет, тонкий глянец культуры, под которым открываются старые, как мир, нетерпимость, эгоизм, агрессивность, нежелание выслушать и понять другого.
Договориться не могут не только две разных семьи, собственно, мира нет и внутри самих семейных пар, мужья еле терпят жен, а те в свою очередь презирают мужчин.
Семейные дуэты играют Татьяна Петрова и Олег Пичурин, Марина Мясникова и Александр Зайцев. Женщины в этом квартете явно лидируют, их роли выписаны драматургом объёмнее и ярче, чем мужские. Марина Мясникова весьма убедительно создает образ нервной, утонченной Аннет, которую от постоянной необходимости сдерживать собственные эмоции тошнит в прямом смысле слова. Когда одну выворачивает наизнанку физически, другую начинает выворачивать душевно. Героиня Татьяны Петровой - искусствовед Вероника - трясется от злости, обнаружив, что рвотой запачкана написанная ею книга. Ну, а выпив, эта дама высоких принципов и вовсе превращается в сексуально озабоченную фурию, которая ненавидит мужа-неудачника и таскает его по полу как надоевшую вещь.
Олег Пичурин в роли мужа Вероники - Мишеля играет бесхарактерного подкаблучника, пасующего перед женой. Трудно сказать что-то определенное про адвоката Алана Рея, его исполняет Александр Зайцев, кроме того, что он деловит и проблемы фирмы заботят его больше семейных, поскольку почти все его сценическое время занято деловыми переговорами по телефону. Впрочем, мужчины в пьесе женщины-драматурга по сравнению со слабым полом оказываются более миролюбивыми существами и охотнее идут на примирение, чем женщины.
Пьеса Ясмины Реза балансирует на грани комедии и драмы. Но режиссер Сергей Бобровский сдвигает этот баланс в сторону драмы и даже мелодрамы. Спектакль получается затянутым и утяжеленным.
Эта искусственная нарочитая утяжеленность еще сильнее проявляется в «Квадратуре круга», где вместо комсомольского водевиля, написанного в 20-е годы прошлого века Валентином Катаевым, получается мелодраматическая страшилка.
Спектакль про двух парней и двух девушек, легкомысленно женившихся и вынужденных жить в одной комнате, строится режиссером на полуистерическом крике. Актеры играют формально одну утрированную до банальности или до пошлости краску. Так, Тоня ( Анастасия Абаева) в новехонькой красноармейской форме изображает фанатичную комсомолку, лишенную чувства юмора. Комсомолец Абрам (Вячеслав Болдырев) - шаржированного еврейского юношу с характерным говорком - штамп настолько истасканный, что стал уже пошлым и даже расистским. Визгливая беспартийная Людмилочка (Мария Аксенова) - мещанскую слащавость и домовитость. Для Василия (Дмитрий Ключников) специальной краски ни у драматурга, ни у режиссера не нашлось, и актер просто заполошно кричит.
Периодически по ходу спектакля по громкоговорителю звучат речи Ленина, разобрать которые трудно, звучат, вероятно, просто для колорита. Вообще, просто для колорита, то есть чисто формально, в спектакле имеется много чего. Стены комнаты почему-то сделаны художником Оксаной Столбинской в форме забора стадиона, вероятно, это должно напоминать о культе физкультуры, в комнате стоят свернутые кумачовые лозунги - напоминание об эпохе демонстраций.
Поэт Емельян Черноземный (Эмин Мамедов) появляется в сопровождении товарища, который бьет в огромный барабан. Удары эти по своему звучанию отнюдь не водевильны и вносят мрачную ноту в сценическое действо. Но может быть, именно этой мрачности и добивался режиссер. Не случайно старший партийный товарищ Флавий (актер Андрей Литвинов), который руководит комсомольской ячейкой и разруливает запутанную любовную ситуацию героев, одет во все черное. Режиссер дает понять зрителям, что бы, несмотря на легкомысленность сюжета, они не забывали, какое страшное и жестокое было время. Но концовка спектакля при этом сделана с комсомольским энтузиазмом.
На фоне двух этих работ спектакль "Полковник-птица" стал для меня полной неожиданностью. Он весь наполнен иронией, которая не позволяет скатываться ни в драму, ни в высокапарную притчу, ни в мелодраму. Хотя возможности такие пьеса современного болгарского автора Христо Бойчева дает. Ее действие происходит в сумасшедшем доме, расположенном в заброшенном, затерявшемся в горах монастыре. Сюда и отправляется молодой врач (Александр Скачков), от имени которого ведется повествование. Но приехав, он обнаруживает полную заброшенность лечебницы. В ней нет ни лекарств, ни угля для отопления, ни провизии, ни одежды для пациентов. Звонки молодого доктора вышестоящему начальству заканчиваются ничем.
Живут в монастыре всего лишь 5 пациентов мужчин, и одна пациентка, которую, впрочем, тоже играет мужчина (Владимир Борисов). Все они страдают не опасными для окружающих психическими отклонениями. Один (Дмитрий Немонтов) считает себя глухим, но при этом слышит, второй (Андрей Литвинов) боится, что его раздавят, потому что он очень маленький, третий (Эмин Мамедов) лишился ума от импотенции, четвертый (Владимир Авраменко) страдает от клептомании, пятая замаливает грехи за проституцию и только один пациент - бывший полковник ( Максим Дмитроченков), наполовину болгарин, наполовину русский, заболевший шизофрений во время войны, остается для доктора фигурой загадочной.
Однако все меняется в жизни дурдома, когда на него по ошибке сбрасывают с самолета гуманитарную помощь, которую везли в воюющее Сараево. В ящиках оказывается не только еда, но и военная форма. Полковник выходит из тени, преображается и создает из пациентов воинское подразделение.
При таком повороте сюжета, казалось бы, пьеса будет развенчивать армию и милитаризм. Но нет, армия подается здесь как некий инструмент, который упорядочивает хаос, внешний и внутренний раздрай. «Строй должен быть внутри нас!- заявляет полковник - Потому что когда такой строй распадется, человек перестает быть человеком». Начав играть в армию, пациенты из сумасшедших превращаются во вполне нормальных людей, у которых есть цель. Полковник намерен сделать из дурдома подразделение ООН, сепаративный анклав на Балканах и войти в состав объединенной Европы.
Доктор наблюдает за этой игрой в армию как за интересным социально-психологическим экспериментом и не вмешивается. Связь с миром новоиспеченное подразделение ООН устанавливает с помощью птиц. Они посылают пернатых с сообщениями о намерениях, в надежде, что во всех концах мира есть посты ООН. А затем, поймав случайную окольцованную птицу, принимают орнитологическое кольцо за ответное послание и отправляются всем подразделением, включая присоединившегося доктора, в Совет Европы, в Страсбург. Свое присоединение к армии больных доктор объясняет тем, что никто не может ручаться, какая игра настоящая: маленькая шести душевнобольных пациентов или большая, которую ведет здоровый мир, ведь она «пропитана гораздо большим сумасшествием».
Главной мотивировкой подразделения становится утверждение, что сумасшедшие тоже люди. По мысли полковника Библию необходимо дополнить тем, «что Божие уста пропустили: “Блаженны сумасшедшие”!» В финале маленькая армия полковника-птицы, получив отказ из Европейского парламента, оседает в Страсбурге на многие годы ждать изменения законодательства.
Следить в спектакле интересно даже не столько за сюжетом, который не известен зрителям, сколько за тем, как он разыгрывается - весело, без нажима, без топтания на месте. Игра здесь и самодостаточна, актеры демонстрируют хорошую пластику и физическую форму, с цирковым азартом исполняя различные силовые армейские упражнения, и наполнена смыслом. Слова полковника, обращенные к подразделению, становятся главным, гуманистическим пафосом спектакля: «Несмотря на то, что нигде в “Документе о правах человека” нет ни одной строчки о правах сумасшедших. Здесь вы имеете единственное право - быть исцеленными для того, чтобы стать одинаковыми. Поэтому сумасшедшие - самые беззащитные и несчастные люди на земле. Мы обязаны покинуть этот мир. В сущности, мы его покидаем, но остаемся непобежденными.» Уже на поклонах по заднику идет видео, где в небе кружат и летают стаи свободных птиц.
Дмитрий Дмитроченков ведет роль полковника с точной интонацией, в которой сочетаются мужественная сдержанность, мудрость, сила и мужская притягательность. Напомню, что раньше актер играл на сцене местной драмы.
Надо сказать, что спектакль был воспринят зрительным залом, который в этот вечер был полон, на «ура». Вставание на аплодисментах не было формальным, актерам устроили овацию и долго не отпускали со сцены.