Путешествие в Швейцарию 2021

Dec 29, 2021 17:49

Рассказ о поездке в Швейцарию в 2020 году https://larisa-zv.livejournal.com/248511.html

В 2021 году уже ехали в Швейцарию по проторенной дорожке.В этот раз хотелось побольше времени провести в горах. Я занялась поиском информации, пошла на сайт альпинистов и нашла замечательное описание "диких" походов по Швейцарским Альпам. https://risk.ru/blog/201451 более расширенный рассказ здесь https://www.kovinov.com/europe/alpy/trekking-po-shvejcarii/
На сайте
замечательная возможность выбрать маршруты разной сложности и протяженности.
Решили начать с самого красивого места, посмотреть Маттерхорн, сделать акклиматизацию в Цермате, а потом на сайте нашла маршрут, который проходит через перевалы, и можно в любой долине его закончить.Alpine Passes Trail #6. Каждый этап от долины до долины приблизительно 25 км, я разбила на 2 части, одна ночевка перед перевалом, а следующая - в долине. Весь маршрут очень удобно было просматривать на гугл-мапс в режиме "сателит" в поисках подходящих мест для ночевок.
У этого же автора почерпнула совет использовать приложение для мобилки Swisstopo. Надо установить приложение на мобилку и скачать карты. Программа отлично работает без интернета, все тропы там есть, все бесплатно.
По поводу ночевок в палатках нашла на этом же сайте документ:
Поняли, что можно не опасаться! Так и получилось, никаких проблем не возникало, т.к. шли целый день, на ночевку останавливались уже вечером. Там, где были кемпинги, с удовольствием останавливались в кемпингах.

Итак, мы выехали в Швейцарию, навестили Настю, и на следующий день выехали в Церматт.
29.08.2021. Ехали часа 3, Настя рекомендовала воспользоваться Furkapass Andermatt, но мы проехали сьезд на фурку (машины заезжают на поезд, и едут в тоннеле на другую сторону перевала), не стали возвращаться и поехали по серпантину, было очень страшно, всю дорогу читала молитвы!!! На перевале холодно, туман и классическая высокогорная гостиница.

Вниз уже было спускаться не так страшно. Остановились возле истока реки Роны, приятное местечко!

Спустились в широкую красивую долину реки Rotten. Доехали до Виспа, повернули налево, проехали поселок Ранда и чуть дальше нашли кемпинг Attermenzen. Кемпинг огромный, резервировать место не надо было, нашли местечко возле леса. Везде есть електрические розетки, но переходник пришлось брать на прокат. Хорошо, что взяли столик, стулья, электроплитку и чайник. Готовить было удобно. В кемпинге можно было купить газовые баллончики, хлеб, йогурт. Стоимость порядка 40 франков за машину, палатку и 2 взрослых.
Узнали, что несколько раз в день прямо из кемпинга в Церматт ходит маршрутка, на ней же можно и вернуться. Проезд 7 франков в один конец.
Очень удобно, т.к. в Церматт нельзя заехать на машине. Народ в кемпинге спортивный, с кошками, ледорубами, веревками - приятная атмосфера!

30.08.2021. На следующий день рано утром мы поехали в Церматт на встречу с Маттерхорном. Довольно большой поселок, с многоэтажными домами, магазинами и различными подьемниками.
Мы пошли вслед за нашими попутчиками и не ошиблись, они нас вывели к нужному подьемнику на другом берегу реки. Мы поднялись на станции Sunnegga и еще выше -  Blauherd 2574 м. Стоимость билета 34 франка в один конец. Здесь есть маршрут "5 озер" длиной 9,5 км. По нему мы и хотели пройти. Небо было затянуто, и я боялась, что Маттерхорна, который должен был отражаться в озерах, мы не увидем. Но пока мы шли до первого озера Stellisee 2537 м., тучи приоткрыли нам эту удивительную пирамидальную гору.

Этими видами можно наслаждаться бесконечно, но надо идти дальше!
Следующее озеро совсем рядом, надо немного спуститься по дороге, Grindjisee 2324 м.
Оно окружено соснами, и отражений мы не увидели!

До следующего озера мы шли по дороге, перешли через речку по мостику. Вдоль дороги много грибов, похожи на моховики! Везде таблички, предупреждающие о сходе селей!

Grünsee 2300 м. Очень популярное место, можно посидеть на скамеечке с видом на озеро и Маттерхорн!

На склонах встречаются уникальные горные кедры!

Ледниковая вода делает цвет воды в озере Moosjisee (2140 м.) молочно-бирюзовым!

Пятое озеро Leisee лежало на пути к станции подьемника Sunnegga, откуда можно спуститься вниз, но мы решили спускаться в Церматт пешком, поэтому на пятое озеро не пошли! Погода разгулялась, вокруг красивые зеленые склоны, впереди величественные горы, а внизу манит крышами уникальная деревушка.

Очень красивая дорога, не пожалели, что пошли! Спуск занял часа 1,5.

Как раз успели зайти в магазин, купить батон и йогурт  и не опоздать на маршрутку до кемпинга.
Акклиматизация удалась. По шагомеру прошли больше 20 км.

31.08.2021. Сегодня по плану мы должны выйти на маршрут. Мы подъехали прямо к жд станции St. Niklaus, там рядом есть муниципальная парковка. Оплата в автомате, причем надо просто ввести номер машины и заплатить, никаких билетиков! Стоимость 5 франков в сутки, пришлось идти в банк, добывать монетки. Спасибо, добрые люди подсказали, что нам парковаться можно только там, где белые разделительные линии, а желтые - для вип автомобилей. В каждой стране - свои правила!!!
Оставив машину в надежном месте, поднялись на подьемнике Jungenbahn приблизительно на высоту 1800 метров.
Там, как водится, ресторанчик и очень симпатичное озерцо.

Отсюда тропы на выбор, но нам нужно идти к перевалу Augstbordpass. Тропа идет сначала по лесу, а потом выходит на альпийские луга. Открываются красивые виды!

По мощеной "римской" тропе огибаем хребтик и входим в долину, которую венчает наш перевал.
Еще час пути по крупной, местами живой, морене, и мы вышли на замечательную зеленую лужайку. Высота 2450 м. Здесь есть следы кострища, вода совсем рядом в озере. От подьемника мы вышли в 11-30, до ночевки дошли в 16-20. Прошли приблизительно 9,5 км.

Ночью был сильный ветер, довольно холодно, даже небольшой мороз.

01.09.2021. Встали в 7-30 вместе с солнцем. Вышли в 9-30, пытались высушить палатку, за ночь промокла от конденсата. Удивительно, что мы проспали с 18-30 до 7-30!!!
Поднимаемся на бараньи лбы, очень красиво, ясно! Но мне идти очень тяжело, сердце стучит, дыхалки не хватает, как будто бы горняшка, но ее не должно быть на таких высотах!!!

Часов в 11 начинают встречаться люди. Очень много взрослых американцев, Сережа радостно с ними общается!
Одной группе сказал, что жена внизу, и все 15 человек по очереди меня подбадривали! Чувствовала себя звездой на тропе! Подьем был не такой крутой, как казался снизу. Даже попался снежник. Пару человек встретили тоже с палатками.

На перевале в 12-30, Augstbordpass высота 2850 м.

На спуске встретился тоже не очень приятный участок с крупной мореной. Но потом вышли на луга, впереди виден наш следующий перевал. Конечно, вокруг скалы, сыпухи, а хочется видеть снега и льды...

Встретили местного жителя, он сказал, что ему 85 лет и он уже много лет по несколько раз ходит на перевал, что в этом году очень мало народу.
Вот такое симпатичное местечко на спуске, можно было бы заночевать, но вода далеко, река ушла в каньон. Пришлось спускаться дальше по очень красивому сосновому лесу, набрали грибов.

На подходе к деревне Gruben (1819 м.) полакомились малиной.
Отель Swarzhorn - единственное место, где можно легально переночевать, но место на одного человека в 8-местной комнате стоит 60 франков, правда, включая ужин и завтрак. Это показалось нам слишком дорого, да и ковид никто не отменял!

Долина очень красивая, а местные жители не очень приветливые!
Магазина в поселке не видно, возле церкви источник с питьевой водой.

Мы прошли немного по дороге, перешли через речку и нашли там прекрасное место для ночлега.
В верховьях просматривается ледник Turtmannglatschär.

Прекрасно отдохнули, сварили супчик с грибами, поужинали. Палатку пока решили не ставить, легли в конверте, как партизаны в засаде! Позже, когда стемнело, все же, поставили палатку. Хотелось бы какое-то более укромное местечко, не на виду у всей деревни, но здесь хотя бы ровно и мягко!

Прошли за день 16 км, 400 м. подьема и больше 1 км. спуска. Спать легли в 19-00.

02.09.2021. Встали в 6-50, палатка отсырела, решили просушить во время перекуса. За час собрались, поели, вышли в 8-00. Мы ночевали прямо у тропы, она довольно круто поднимается по лесу, опять много грибов, но мы их уже не собираем, наелись! При выходе из леса красивая, но пустынная деревушка. Много каких-то заборов, в одном месте встретилась надпись: кемпинг запрещен! Пообщались с немцами-фотографами, они бегают радиалки, но мечтают переночевать в горах, чтобы фотогарфировать ночью звезды.
Взгляд назад, на наш вчерашний перевал.

Очень живописная деревушка!

В верховьях долины очень красивые высокие и белые горы с ледниками!

В 12 часов остановились на перекус, впервые за поход ели колбау, сыр с чаем.
Посушили палатку на солнышке, любовались белыми горами!

Еще через час вышли к большому красивому озеру Meidsee, решили здесь заночевать.

Сережа даже покупался!

Впереди наш следующий перевал.

Место оказалось очень уютное! Ничто не нарушало наше одиночество! Такое настоящее горное спокойствие и полная тишина! Ночью были невероятно яркие звезды. Конечно, бессмыссленно их фотографировать на мобилку!!!

За 5 часов хода прошли 7 км и 800 м. по высоте. Ночевка была на высоте 2680.
Подьем был довольно приятный, не такой крутой, как на предыдущий перевал!

03.09.2021. Ночью был довольно сильный мороз, вода в бутылках покрылась коркой льда, но мы не замерзли благодаря относительно тяжелым, но очень теплым пуховым спальникам. Да и легкие пуховки здесь оказались совем не лишними! Встали в 7-30, солнце появилось довольно рано! Посушились, поели, вышли в 8-45.
С подьема на перевал озеро кажется аквамариновым!

Через час довольно легкого подьема вышли на перевал Meidpass 2789 м.
Очень красивые виды открываются отсюда! На подьеме встретили несколько человек. Почему-то на этом перевале людей на порядок меньше, чем на предыдущем!

На спуске широкая заболоченная долина. Взгляд назад на перевал.

За 2 часа спустились к развилке. Надо было решать, что делать дальше. У нас еще 2 дня, понятно, что следующий перевал мы пройти не успеем. Решили пойти в Циналь по тропе траверсом склона, и это было правильное решение! Тропа оказалась очень красивой!
Еще через 2 часа поднялись к гостинице Weisshorn. На дорогах много народу - и пешеходы, и велосипедисты.
Решили перекусить в ресторане отеля. Цены, конечно, непривычные, мы взяли детское меню, chcken neggets и картошка - 14 франков. Но иногда можно!

От отеля тропа траверсом уходит вдаль. Виды очень красивые!

Под ногами - долина, цивилизация, на уровне глаз плывут грозовые тучи, а мы как будто парим между небом и землей!

В 16-15 дошли до маленького озерца, созданного водосборной дамбой, и решили искать место для ночлега.

Единственное приемлимое и укромное место нашлось выше тропы, тоже за водосборной дамбой, а за водой спускались к этому озерцу. Гигантский труд был приложен, чтобы создать такие сооружения! Выше склон тоже укреплен! За день прошли 17,7 км.

04.09.2021. Ночь прошла тихо, был небольшой дождик. Если бы спустился ливень, нам бы было не сдобровать!
Cобрались и высушили палатку, вышли в 10-00 на тропу b обомлели - по ней сплошным потоком бежали бегуны, участники высогокорного забега Сиерра - Циналь! 32 км, 2200 м. перепад высоты. Мы целый день шли под впечатлением, здоровались со всеми, уступали тропу! В общем, поучаствовали в спортивном мероприятии! Бонжур, мерси, мадам!!!

За каждым поворотом открывались новые красоты!

Было много речек и ручьев! И экзотических цветов!

Особенно меня порадовали поля пушистиков!

Зрелище фантастическое!

Также довольно часто мы останавливались, возле склонов, поросших кустами черники и брусники!

Тропа была не очень трудной, часто она шла по горизонтали, но иногда были подьемы и спуски. Пока мы не дошли до резкого спуска в Циналь по очень красивому сосновому лесу. Вот здесь у меня колени начали отваливаться!
По дороге мы также встретили нескольких туристов. Одна девушка сказла, что на окраине Циналя есть кемпинг, мы обрадовались! В конце концов, в 16-30 спустились в деревню. Она очень красивая, сохранена целая улица старинных деревянных домиков приятного шоколадного цвета!!!

И опять избушка на курьих ножках!

Спасательный вертолет!

Мы шли-шли по пешеходной улице, встречая участников забега, которые улыбались нам как родным! Уже за перделами поселка была большая парковка, а за ней ресторанчика-гостиница Tzoucdana, возле которого на лужайке можно было ставить палатки. Вот такой кемпинг, душевые в домике ресторана. В оплату (38 франков) входит также скидка на подьемники и бесплатный проезд на автобусе по всей долине . Хозяева довольно приветливые! На территории детская площадка и даже живой уголок с гусями и кроликами, а в маленьком озерце красиво отражаются белые горы. Очень приятное место, хочется сюда вернуться и просто пожить! За день прошли 17 км.

05.09.2021. Сегодня у нас день отдыха, и каждый делает что хочет!
Сережа решил сбегать наверх по долине. Там, конечно, очень красиво!

А я взяла свои рисовалки и вернулась к домикам, которые вчера пленили мое художественное воображение!

Возле этого фонтанчика сделала первый скетч, наблюдая, как медленно просыпаются местные жители! Пришла тетечка в пижаме, приветливо поздоровалась, полила цветы! Пожилая пара неспешно сходила за круассанами и батонами.

Сходила в магазин, купила очень вкусный хлеб и молоко. На обратном пути присела на заборчик возле дома и рисовала домики. Хозяйка смотрела на меня из окна, я ей показала картинку, она приветливо помахала! В общем, местные жители мне очень понравились!

Вечером еще раз прогулялись с Сережей вверх по долине. Очень красивая бурная горная река!

Диковинные цветы!

А такие бычки - символ кантона!

06.09.2021. Пора нам возвращаться в цивилизацию! Утром покинули гостеприимный кемпинг, пошли в центр села, дождались там автобуса. (Возле кемпингаесть конечная автобуса, но мы не стали рисковать!). По умопомрачительному серпантину доехали до Vissoie, там пересели на другой автобус и благополучно доехали до Сиерры. Этот город уже совсем большой, с заводами, находится в большой центральной долине, по которой ходят поезда. В жд кассе купили билеты до Виспа, а оттуда Сережа один поехал до St. Niklasa за машиной. Цена билета Sierre-Visp 12 франков, а Visp-St.Niklaus - 30 франков. Наверное, потому, что там ходит специальный улучшенный туристический поезд с огромными окнами!
Пока он ездил, я успела порисовать!

От Виспа мы поехали в Виллинген вниз по долине, мимо Монтре! Долина с каждым км становилась все шире и индустриальнее!

В Монтре краешком глаза посмотрели на великолепное знаменитое озеро. Очень красивое!
А в Виллингине нас встречал уже знакомый чудик!

Какие выводы можно сделать?! Мы прошли очень хороший полноценный поход, 5 ходовых дней (включая радиалку в Церматте), 87 км, два перевала. Приятные горы, цивилизация не давит, ночевать в палатке вполне комфортно, никто не гоняет и не делает замечаний! У нас было 2х2 ночевок в кемингах и 4 ночевки в палатке. Хочется, конечно поближе к высоким горам, может быть, и перевалы повыше! Надо искать информацию и готовиться к следующим походам. Везде ходят автобусы, по основным долинам - электрички, так что добраться до места не составило труда. Машину можно оставлять на парковке за приемлимые деньги. С погодой нам повезло, дождь был всего одни раз, да и то ночью. Днем температура вполне комфортная, чтобы идти под рюкзаком. По деньгам вполне бюджетно, если учитывать, что никуда лететь не надо!!!
Рюкзак у Сережи был довольно тяжелый, но уже в конце похода выяснили, что самым тяжелым в рюкзаке был кошелек, полный 5-франковых монет, которые остались после оплаты парковки, а они огромные и тяжелые! Надо как-то минимизировать вес продуктов, может быть, пора присмотреться к современным сублиматам?! Готовили мы на газовой горелке.Еще несколько дней я провела у Насти на хозяйстве!
А вода в речке Арль была не такой теплой, как в прошлом году, к сожалению!

Швейцария, мои рисунки, мои путешествия