Спасти гранитного льва... и еще шестерых

Jun 13, 2013 06:34

Практически все скульптурные композиции в нашем городе появились в советское время, когда скульптура была частью пропаганды. Десятилетиями стояли в Чите  гранитный Ленин, да солдаты на здании Дома офицеров. О скульптуре как об авторской работе мы долгое время судили по московским телесюжетам о творчестве Церетели. Появившиеся декабристы, да Петр Бекетов внесли некое разнообразие в городской пейзаж последней пятилетки ( да и то вызвали ожесточенные споры обывателей - не там и не так поставили! ). Ну, а недавнее воцарение на лавочке в парке ОДОРА ученого кота с книгой и пушистым хвостом так и вообще целую теологическую дискуссию спровоцировало на городских лентах. Мы сходили поглядеть на нового обитателя парка. Он мил - что тут скажешь. К нему специально идут целыми семьями и дружескими бандами, чтобы  пофотаться, повеселиться. Весь этот ажиотаж выгнал из памяти событие семилетней давности. В ноябре 2006 года мы обнаружили, что в Чите есть все таки  место  прекрасному. Именно тогда мы узнали о заброшенной коллекции авторских скульптурных произведений. Я привожу здесь текст своего сюжета дословно. Видео, к сожалению, не сохранилось

"Осенний Осенний парк - самое грустное явление. Здесь всюду проглядывает недавнее прошлое. За ветвями деревьев, кажется, скрывается что то невидимое глазам обывателя. Впрочем, если отбросить осенние сентименты, то дело именно так и обстоит. Вот уже лет двадцать Читинский парк Победы хранит один секрет. Где то на его задворках, среди развалин и груд мусора притулились мальчик в лодке с рыбой, лев, залегший перед прыжком, мыслитель, устремивший взор в облака, влюбленные мужчина и женщина - не то под одеялом, не то под волной, Клеопатра, еще кое кто. Всего десять предметов. Гранитные скульптуры.

Сергей Жарков:  В Италии, говорят, если скульптор работает с гранитом, через 7 лет работы он получает пожизненную пенсию…
- Итальянские авторы не принимали участие в нашем симпозиуме?
- Нет, к сожалению, нет

Сергей Жарков - один из участников международного симпозиума скульпторов, который проходил в Чите в августе 1987 года. К нам приезжали творцы из Москвы, Санкт-Петербурга, Ташкента. Целый месяц, по условиям конкурса, ваяли они свои работы от зари до зари. Симпозиум благополучно провели, а о работах его участников… просто забыли

Иван Дятлов, директор ООО «Парк»: Оргкомитет развалился. И все.
- А скульптуры не развалились?
 - Нет. Скульптуры мы сберегаем в надежде на талантливое решение.

Представляете, как бы смотрелся где нибудь в кустах на центральной площади этот лев, сделанный когда то руками Леонида Кулеша и Александра Авдеева. Но и авторы заняты своими делами, и у властей руки не доходят. Счастливая судьба, если можно так сказать о гранитных творениях с того симпозиума, оказалась только у мальчика с флейтой. Стоит он у читинской филармонии, фиксируя ход времени и график гастрольных концертов. Вот и пальцы уже отбили, но в каменное лицо его нет-нет да и взглянут горожане - откуда чудной такой? Странный для Читы.. Но разве это странно? Казалось бы бОльшее недоразумение должен вызывать вид заброшенных среди мусора десяти произведений искусства. Сколько же ждать им еще, оставаясь на задворках то ли парка … то ли наших душ?"

Короче, захотелось мне навестить каменное собрание. Увиденное повергло в шок. Во первых, из десяти фигур, осталось только семь. Куда девалисьтри композиции? В чьих дачах или коттеджах нашли они свой приют?



Во вторых, кто их побросал как попало?



Вокруг стоит какая то техника, грязь, мазут - неужели это то, на что могли бы рассчитывать авторские произведения?  Мне кажется, даже лев, который еще семь лет назад точно улыбался, как то сник





А ведь - это настоящее искусство! Только взглядитесь в эту ЛЮБОВЬ



Семь лет назад я решила, что самая счастливая судьба оказалась у мальчика с флейтой, его сразу после конкурса установили возле филармонии.  Но.... сегодня его зажимают со всех сторон - детские аттракционы и ларьки с игрушками. Его даже сфотографировать было сложно. Его просто не видно



Все те же отбитые пальцы....



Никакая это не счастливая судьба! Вопрос - что будет с заброшенными  скульптурами еще через семь лет? По ним проедется какой нибудь бульдозер, если начнут глобальную реконструкцию парка Победы. Вообще то мы пытались найти решение. Мой директор Карина  общалась с мэрией на этот счет - определение места установки, траспортировка, постановка на баланс.... Оказывается - юридическая коллизия. Неизвестен собственник скульптур. Ну, как он объявится и выкатит городу немалый счет! Я напомню, камню этому уже 26 лет, четверть века миновала. Кстати, один из собственников ( автор льва ) известен - это Александр Авдеев, солист фолк-театра Забайкалье, он никаких счетов не собирается выкатывать и вообще был бы счастлив, если бы его труд был ближе к людям. Да и не о помойке мечтали другие авторы - это же ясно. Неужели нет в городе юриста, который бы нашел в законе зацепку, которая бы расставила все по своим местам ( простите за каламбур ). Неужели никто не может это сделать на общественных  началах, если в городском бюджете не найдется средств на гонорар? Ну, пусть бы мы потом дискутировали и критиковали и место и концепцию этих скульптурных форм ( как это происходит со всем новым, что появляется в Чите ), но они бы просто БЫЛИ, они бы Жили жизнью нашего города - разве не для этого их создавали талантливые люди четверть века назад!

жизнь города

Previous post Next post
Up