"Мастер-класс Владимира Хотиненко" - так называлось в программе Забайкальского кинофестиваля это мероприятие. И поначалу это казалось странным - разве так много в Чите кинодеятелей - режиссеров, сценаристов, актеров, готовых осваивать профессиональные секреты с мэтром российского кино? Скорее уж, творческая встреча таланта и его поклонников. Но за сорок минут общения Хотиненко все же успел дать урок мастерства для читинцев, а вернее - урок искусства. Искусства жить в гармонии с людьми, с самим собой, быть счастливым в каждом своем выборе и в каждом дне.
Историю своей жизни, которая начиналась в маленьком провинциальном городе, меньше, чем Чита - Алтайском Славгороде, он рассказал тепло, с большим юмором.
Владимир Хотиненко, российский кинорежиссер: Я сижу под забором, покуриваю ворованные у отца сигареты... Прошло лет 50, но те чувства помню до сих пор - абсолютно поэтическая тоска. Заборчик, поросший мохом. Сигарета без фильтра, огороды до горизонта, покосившиеся заборы, а в голове - откуда? Чехова еще не читал - В МОСКВУ!!!
Это внезапное озвучание самой сокровенной мечты каждого российского провинциала зал просто положило. Отсмеялись, оживились, расслабились. Понеслись вопросы из зала
- Вы так хорошо говорили про собачью хватку. Возьмите меня ассистентом к себе! ( смех ) Хотиненко: Я ведь не про хватку говорил, я говорил про талант чутья собачьего...
Интересовали читинцев и другие вопросы, менее прагматические - про работу над фильмом «Зеркало для героя», о сценарии для фильма «Поп», который предстояло посмотреть сразу после встречи, о том, что делать талантам в провинции и о духовности, которая уходит сегодня из нашей жизни. Государство погибает тогда, когда совпадают три условия, - привела цитату из библии одна из зрительниц. - Когда нечестивыми становятся судьи, когда к власти приходят дети и когда уходят художники.
Сам Хотиненко, завершая встречу, нашел цитату из Екклисиаста: Не проворным достается успешный бег, не храбрым - победа, не мудрым - хлеб, и не у разумных - богатство, и не искусным - благорасположение, но время и случай для всех их. Ибо человек не знает своего времени.
Потом начался кинофильм "Поп", и я в кромешной темноте выводила режиссера из зала. В ВИП-гримерной нас уже ждали Сергей Миртов и Дмитрий Пинигин. Для съемок они придумали классный интерьер - Взгляд сразу приковывался к большому зеркалу в овальной старинной раме, вот тебе и контекст - зеркало для героя... ДУМ
Первые несколько вопросов ему, по моему, было скучно, но он честно "отрабатывал" свой фестивальный хлеб. Но потом я спросила, в чем, на его взгляд, сегодня главная проблема для провинциальной молодежи нашей страны? Он сказал - хороший какой вопрос, можно было только его задать и все - обсуждали бы все интервью. Проблема, сказал он, в отсутствии идеала и в тотальном стремлении к успеху и деньгам, стремлению занять место на верхушке горы, где уже нету места, по сути. Проблема в отсутствии образования, но главное - отсутствии идеала, понимания смысла своего существования.
Ощущение от диалога у меня осталось большой глубины и некоторой нестыковки внешнего и внутреннего образа. Вот сидит передо мной человек, улыбчивый, мягкий, открытый. И ты не понимаешь - это вот этот милейший мужчина - автор страшных, экстремальных, трагичных Мусульманина, 72 метров, Гибели империи, того же Попа???
Кстати и фотографии, которые сделала на съемках Галина Миртова, - такие же мистические.
Вот эта - вообще неясно, как сделана. Галя говорит, что это эффект двойного отражения в зеркале ( видите, надпись на кружке в обратную сторону ).
И, наконец, поскольку работали мы в районе 9 часов вечера, позади было два фестивальных дня с прямыми эфирами, гонками по разным площадкам ( а еще раньше - весь месяц май, когда у нас не было выходных вообще из за бесконечных праздников, парадов, демонстраций), и операторы уже сильно устали - родился этот снимок с подходящим титром ( автор призыва - Сергей Миртов )
Интервью выложу, как только его смонтируем к эфиру, через пару дней...
Click to view