Несколько деревень попадаются по дороге, которая проходит через весь Сретенский район.
Не очень оживленные, скорее оставляющие впечатление пустынности, чем то похожие друг на друга. И вдруг - как солнечная вспышка, в одной из них - Верхней Куэнге - над привычно серыми крышами - сияющий новый купол какого то храма. Дорога делает зигзаг, и становится видно, что новый только купол, сам Божий дом - стародавний, может быть даже из 19 или даже 18 века. Я упрашиваю коллег по командировке заехать в деревню, вернее, село, раз есть храм. Интересно же осмотреться, понять...
Хочется расспросить местных об этой церкви. Но первые же встреченные мною три молодые женщины на мое "здравствуйте" не отвечают и даже как будто изумлены моему явному желанию пообщаться. Торопливо уходят. Больше я попыток контакта на месте не делаю. Зачем людей смущать? Потом попытаюсь найти хоть что нибудь. Пока же осматриваю церковь - двери, конечно, заколочены, все повыбито, и даже граффити кое какое на задней стене.
Но территория вокруг чисто убрана, обнесено забором от скота. И главное - купол на башенке! Кто то же установил....
Чуть пониже церкви - небольшой сельский мемориал, стела в память о погибших односельчанах в годы Великой отечественной войны, рядом - чудесная скульптура. Засматриваюсь. Думаю об истории появления этих гипсовых фигур здесь, вдали от большого мира.
Об этом памятнике мне тоже хочется узнать.
Но главное - храм. Он притягивает, есть в нем некая загадка.
Потом мне повезло.
На сайте
http://russian-church.ru нахожу подробнеший рассказ о церкви в селе Верхняя Куэнга. Привожу его здесь почти без купюр.
Все началось с приезда в Верхнюю Куэнгу в 2007 году жительницы Новой Зеландии Кристины Белль. "Её прадед - Пантелеймон Иванович Мигунов, житель этого села в двадцатых годах прошлого века, бежал со своей женой Ниной сначала в Приисковую, затем через Нерчинский Завод в Китай. Из Китая попал в Японию, а затем и в Новую Зеландию. С мужем Кристина Белль приехала в 2007 году на родину своих предков. И в дар сельчанам привезла фотографию церкви дореволюционных времен. ( Самой фотографии сайт не публикует, наверное, хранится в местном музее, он должен там быть обязательно. Там чудесный клуб в центре.... )
История церкви и самого села Верхняя Куэнга началась ещё два столетия назад. В восемнадцатом веке крестьяне, которых местные власти приписали к Нерчинским заводам, а в 1851 году перечислили в пешую часть Забайкальского Казачьего войска, основали куэнгинскую застепь - село Пашино. Оно расположилось на берегу реки Куэнга, между двумя сопками. Вскоре село стало считаться Куэнгинской казачьей станицей и именоваться Куэнга, впоследствии - Верхняя Куэнга. По данным 1902 года, в станице было 172 дома с населением 1202 человека. Имелось станичное правление, двухклассное училище, почтово-телеграфное отделение, несколько торговых лавок, аптека и, конечно, церковь. Храм построили на самом высоком и красивом месте - в центре станицы. Он считался самым большим в округе. На церковные праздники в станицу съезжались жители всех окрестных деревень.
Церковь назвали в честь пророка святого Илии. Правый придел посвятили первому сибирскому святому Иннокентию Иркутскому. Первым священником был Илья Афанасьевич Малышев. В годы революции её закрыли. Последнего священника (имени его никто не помнит) Литвинцева расстреляли в тридцатых годах. Тогда же создали сельхозартель «Пробуждение», церковь использовали как складское помещение. Затем в этом здании была установлена электростанция, позже - оборудована кочегарка, гаражи. И только к двухтысячном году здание перестали использовать для хозяйственных нужд".
В селе сегодня проживает несколько сотен человек, большая часть - пенсионеры. Из оставшихся лишь немногие работают на железной дороге. Одним словом, скудный бюджет села и более чем скромные доходы его жителей не позволяют восстановить церковь . Помог коллектив Могочинского отделения дороги ...