В последний фестивальный день - творческая встреча с Аллой Суриковой. Зал Удокана заполнился не сильно. но как показали дальнейшие события, это пришли настоящие поклонники режиссера, знающие наперечет все ее картины.
Алла Ильинична не опаздала ни на минуту. Как то незаметно появилась в кинозале - невысокая, просто и комфортно одетая для мобильности, удобные кроссовки. Я потом спрошу ее, носит ли в принципе каблуки, рост то невыдающийся. Ношу, скажет она - если есть для этого повод. Вобщем, нормальный женский взгляд
Она поднимается, благодарит всех, кто не поехал на воскресный отдых, а выбрал ее. И начинает вязать рассказ про кино и про жизнь. Именно что вязать - получается такой причудливый узор из рассказов о разных фильмах, встречах и работе с разными "замечательными" актерами, о своей собственной жизни, в которой много поездок, разных "замечательных" идей. Слово - замечательный - самое употребялемое ею. У нее все и всё - замечательное! И я спрошу ее об этом - у Вас, действительно все такое отличное, или это Ваш взгляд на жизнь и отношение к ней. Так нет - говорит она, - вокруг меня, действительно, собираются такие люди. И только такие остаются
Она рассказывает о том, что успела по Чите поездить, посмотреть два музея. "Позитив-фильм" - студия, которой Сурикова руководит, делает документальный проект "Музеи провинциальной России". За этот проект они получили госпремию. Так вот, говорит АИ, - я приняла решение отправить на будущий год своих студийцев для съемок материала о читинских музеях, который войдет в ее ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ цикл . Здорово!
Рассказ прерывается показом отрывков из ее фильмов разных лет. Она комментирует каждый. Рассказала, например, что милый мальчик, который снимался в картине "Будьте моим мужем" стал ювелиром в Америке. Что часто берет с собой на встречи Николая Караченцева, любимого своего актера. А на реплики, что не надо актера в таком состоянии людям показывать, парирует - Караченцев столько для людей сделал, может, пора и людям его порадовать хоть немного. В одном из отрывков я увидела молодого Виталия Соломина ( надо будет потом посмотреть, что за лента, очень смешная, с Роланом Быковым ). Еще поразил снятый ею клип на песню "Леди Гамильтон" Это трехминутный киношедевр.
Click to view
Встреча все шла и шла, время уплывало, я знала, что ей в пять на подписание протколов, но вот , наконец, начались и вопросы из зала. Между прочим, когда мы договаривались на интервью, ее условие было - только после встречи, чтобы не повторять вопросы. И я так самонадеянно и глупо подумала - ну, как могут пвториться журналистские вопросы и зрительские? Ха - ха, вот и мне был преподан урок. Вопросы от людей были интересные, неожиданные, компетентные. Сурикова за лучшие вопросы из зала раздавала подарки! Потом она долго долго подписывала билетики, программки.
Одна женщина подошла и пристроилась за ее спиной. - Ну, Вы хоть голову то поднимите, нас сфотографируют! На мой взгляд, не очень вежливо, даже по хамски. А Сурикова, не моргнув глазом, проворчала - еще чего, голову вам поднимите, но лицо подняла , улыбнулась. - Пойдет?
Вот этот да! Какая простая, без фанаберий!
Люди все стояли вокруг нее, до пяти оставалось минут десять, я не выдержала и помахала ей издалека микрофоном. Она СРАЗУ же встала, спустилась к нам, я предложила присесть на места в зрительском зале, но она сказала - нет, давайте так встанем ( встали, как она выбрала ). Анатолий Тюльнев, оператор, выстроил камеру. Она - нет, эта точка неудачная, поменяйте. Толя поменял. Мы точно выполняли ее указания. И очень быстро поговорили. Интервью я выложу. Добавлю только, что, что спросила ее про хэппи энды в "кинах". Борис Васильев считал хэппи энды порождением низкой культуры, голливудской на контрапункте с европейской драматургией, которая знает трагические финалы. А Вы то, АИ, говорите везде, что предпочитаете свет в конце туннеля. Хэппи энд и свет в конце туннеля - это не одно и то же? - спросила я, думая, что сейчас меня поставят на место. - Именно что так, - кивнула Сурикова. - Это то, чего я добиваюсь, хэппи энда для людей! Надо дать человеку шанс выйти из кинотеатра просветленным
Завершая разговор, она сказала, дорогие забайкальцы, я желаю Вам больше не гореть. А если гореть, то только творчеством! До встречи!
Click to view
чуть позднее выложу само интервью