Заставь дурака молиться...

May 15, 2015 12:13

«Здесь либо человеком живут, либо скотиной.
Хорошей жизни все равно на всех не хватит...»
( к/ф «Дурак», реж Юрий Быков )

Фильм Юрия Быкова «Дурак» начинаешь смотреть с ощущением  отвращения к жизни, заканчиваешь просмотр с чувством почти физической боли.

Но сначала смертельно скучно, потому что кажется, что этот сюжет знаком тебе. Все та же ежедневно ломаемая лавочка и обязательный прямолинейный герой, который упорно лавочку эту чинит, невзирая на очевидную бесполезность  занятия. Совсем как сиропная вампиловская Валентина, про которую хорошо известно, чем все кончилось прошлым летом в Чулимске.

В «Дураке», впрочем, лавочка - только пролог, только начало мерзких, дурацких событий и персонажей, которые, кажется, на экран шагнули  из реальных коридоров провинциальной власти.Вот  этому то слаженному, хорошо смазанному чиновничьему механизму пытается противостоять молодой слесарь Дима Никитин. Обнаружив однажды на вызове по поводу лопнувших труб общежития, что этому самому общежитию остается всего несколько часов до тотального разрушения, Дима пытается достучаться до «мамы». Мама - это мэр города , пятидесятилетняя, тертая жизнью, дамочка. К удивлению зрителей, она откликается на  тревогу простого слесаря Димы, собирает совещание ( прямо ночью, прямо во время своего юбилея ). И кажется, что ее беспокоит судьба восьмисот человек, которые вот вот будут погребены  под стенами падающей девятиэтажки. И как бы уже хочется сделать выдох, и  уже как бы понятно, чем дело кончится: слесарь - неравнодушный человек, мэр - неравнодушный человек и все остальные - тоже неравнодушные люди.

Увы - смотрите дальше. Потому что только с этого места только и начинается история слесаря-дурака. А кто же он есть, как не дурак, пытающийся изменить мир?

Я ни за что не стану пересматривать этот фильм. Нет сил смотреть на этот сумрачный, страшный мир, темный - причем темный буквально, все события разворачиваются глубокой ночью. Но даже когда восходит, наконец, солнце, толку мало. Просто становится лучше видно, в каком свинстве живут люди провинциального города. Люди, которых пытается спасти Дима, как то выпукло порочны - они не работают, беспробудно пьют, сидят на наркотиках, их дети совокупляются чуть ли не на глазах у всех, они утопают в мусоре  и канализационных стоках.

Общежитию сорок лет. Средства на его капремонт давно разворованы теми, кто уверен - эти люди не заслуживают, чтобы их спасали. И спасают только себя - за ночь успевают сжечь все документы по дому, а заодно убить двоих начальников средней руки, один из них как раз руководил отделом ЖКХ. Ведь надо же на кого то потом повесить  приближающуюся трагедию.

Удивительно, что и главный герой, тот самый слесарь Дима не вызывает чувство искренней симпатии - только досада и раздражение растет и растет с каждой минутой. Потому что все, кроме Димы  видят, как усилия его по спасению людей сродни бесполезно чинимой лавочке во дворе дома.  Бесконечно жалко его молодую, прямолинейную жизнь, которую он, конечно же,  отдаст , спасая жителей опальной девятиэтажки. Ибо, как говорит сам режиссер картины Юрий Быков, он не нашел оснований для того, чтобы герой остался живым. Не находится в обществе таких людей места такому человеку. Ведь погибает то Дима не под руинами разрушающегося дома, его тупо забивают до смерти сами же разбуженные им жильцы общаги. А потом …. возвращаются по своим норам. Навстречу и своей скорой гибели - ведь дом то реально в опасности.

Можно не сомневаться, что все в порядке будет с «мамой» и ее командой. Ибо нет в нашей стране такой силы, которая победила бы эту армию. А есть только такие вот одинокие дураки, следуя фабуле фильма Юрия Быкова.

Юрий Быков, который выступает в этой картине и как сценарист, и как режиссер, и как монтажер и как композитор, посвятил «Дурака» кинорежиссеру Алексею Балабанову, чьи фильмы тоже рассказывали нам когда то об одиноких, неправильных, с точки зрения обывателей,  чудаках, вступающих в конфликт, конфронтацию с обществом. Но за годы после Балабанова и общество стало другим, и герои у этого общества теперь иные. Иные ли?

Так для кого рассказал историю слесаря Димы Никитина ее автор? Что мы можем  рассмотреть за коммунальными проблемами этого города, так похожего на тысячи других российских городов, где ничего не меняется столетиями - так же воруют и так же пьют?  Не ждите светлый луч солнца, который выхватит хоть одно человеческое лицо из толпы, оставьте надежды на скорые перемены.  Единственное чувство, которое по настоящему просыпается от фильма «Дурак» - чувство злости на всех - и на тех, кто ворует, и на тех кто погибает от собственного пьянства. И конечно, на того, кто, кажется, впустую потерял свою жизнь. В этом фильме зло побеждает, и только дураки  способны бороться по настоящему.

Но кажется мне, что именно этой эмоции добивались авторы киноленты. Ведь ты начинаешь злиться и на себя, в том числе, и обязательно себя спросишь - а как бы ты поступил в такой ситуации? Возможно, ответ  тебе совсем понравится.

Добавлю, что фильм «Дурак», вышедший в 2014 году, собрал немыслимое количество призов разных престижных и малоизвестных кинофестивалей в России. Заметит ли его зритель грядущего Забайкальского  кинофестиваля ?

image Click to view



На сайте Альтеса http://www.altesmedia.ru   мы начали публиковать впечатления от конкурсных фильмов грядущего V Забайкальского кинофестиваля.  

забайкальский кинофестиваль

Previous post Next post
Up