В нашем будущем фильме есть и рассказ о Трехреченской Голгофе. Мне очень хотелось передать весь ужас братоубийственной резни в 20 -ые годы в русском Китае. Ну, и как это сделать суховатым стилем документалистики при том, что нет, конечно, никакой кинохроники ( просто чудо, что нашелся двухминутный ролик про трехреченских казаков на параде ). Фото, конечно, тоже нет. Это же только в наши дни с удовольствием снимают на камеру процедуру обезглавливания человека или селфи, где ты с наслаждением мутузишь одноклассницу, которая что то там про тебя где то сказала не то...
А потом я случайно наткнулась на стихи Марианны Колосовой. Кто то называет ее гламурной фашисткой, кто то - белогвардейской Мариной Цветаевой, кто то просто - поэтической звездой эмигрантского Харбина
Вот, собственно, и она с каким то бывшим белым генералом...
Я решила, что в фильме о трагедии русского Китая должны прозвучать ее стихи. Вот эти - "Казачат расстреляли". Между прочим, какая то из реальных историй там описывается. К тому же - пронзительно и горько.... Огонь гражданской войны пожирает всех, без разбора, детей тоже.
Стихи эти читает в нашей студии Аня Орлова. Делает это она просто, негромко, без пафоса, но продирает до мурашек
При монтаже наш режиссер Нина Норвина заведет за Аню черно-белые фотографии трехреченских детей и подростков. Еще будет короткий текст про стихотворение "Казачат расстреляли", что было оно опубликовано в 1928 году в одном из поэтических сборников в Харбине, что автор его Марианна Колосова...
Видно ты уснула, жалость человечья?!
Почему молчишь ты, не пойму никак.
Знаю, не была ты в эти дни в Трёхречьи.
Там была жестокость - твой извечный враг.
Мне стихотворение нравится, в нем есть эмоция, настроение.
Конечно, я почитала про Марианну ( на самом деле, ее звали Римма Виноградова ) . Нашла другие ее стихи. Видно, что сильный был человек, с размахом. В 16 лет встретила революцию, потеряла отца, он был священник по разным источникам. Расстреляли ее жениха, белогвардейского офицера, чуть ли не на глазах девчонки. Потом перемололи ее в событиях гражданской войны. В Китай она попала вместе с отступающими анненковцами. По каким то источникам, была любовницей Валериана Куйбышева, чт о вряд ли, конечно. По другим источникам, вела подрывную деятельность против России... Гламурной фашисткой ее называют потому, что она вступила в Харбине в женскую фашистскую организацию, так называлось это общество, созданное в середине 20-х на юридическом факультете университета, где Марианна училась. Но какой к черту фашизм был в 20-ые годы, просто модное течение. Россию она любила, ту, что потеряла навсегда. Из Китая она уехала со своим гражданским мужем, тоже бывшим белогвардейцем, Александром Покровским в Чили. Там и похоронена.
Добавлю, что именно ее стихи добавляют в наш фильм ту самую необходимую эмоцию трагизма, тема потерянной судьбы звучит очень ярко теперь