Варвара Ивановна ведет свой неспешный рассказ про встречные русские когда то деревни. Называет она их так, как привыкла с детства - ДубОво, КлючЁво, Гитара... Для каждой деревни сегодня есть уже свое китайское название - Шахоли, Сихоли. Только Гитара никак не называется, потому что от нее осталось только место да лесоучасток, никто больше не живет. В деревне Дубово над круглым куполом одного из зданий на высоком шпиле полумесяц. Что за мусульмане?
- Вроде уйгуры здеся, - как то неуверенно комментирует ВИ.
У реки на выезде из деревни делаем подсъемки. Прямо на открытом воздухе здесь целая семья жарит мясо. Точно - это уйгуры. Молодая женщина не спускает с рук малыша. Прошу ВИ спросить у молодой мамы разрешения сфотографировать ее ребенка. ВИ в недоумении смотрит на меня. Объясняю, что в России закон запрещает снимать чужих детей без согласия старших.
- Ой, моя, они то радешеньки будут!
Ясно, что никто никого не спрашивает. И точно - все и так довольны, что их ребенок произвел впечатление. Несусь к нашей машине, чтобы взять для мальчика шоколадку. У меня в сумке полтора десятка плиток хорошего российского шоколада. Специально для таких контактов. Семейство цокает от восторга при виде моего "подарка", Потом все загружаются на маленький мотоцикл и убывают.
А я внезапно вижу русоволосого парня. Окликаю. Оказывается, он - один из краснокаменской труппы. Артисты, скорее всего, самодеятельные. Ездят по деревням, дают концерты все для тех же туристов. И как? - спрашиваю в надежде, что вот сейчас мне озвучат суммы гонораров. Но краснокаменец только тонко улыбается и говорит, что НЕПЛОХО. Ого! Мучились бы люди, если бы не было из за чего...
- Лариса, знашь што, ты вот Сыроваток то знашь? Ты скажи имя, што я их приглашаю на будушый год та. В Шивье выступать, вот где красота та! - бизнес проект ВИ мне нравится. Действительно, почему бы тут не зарабатывать и профессиональным коллективам, если есть спрос. Вон же работают люди! Обещаю переговорить с нашими руководителями театра национальных культур в Чите.
Вот, наконец, деревня Эньхэ. Если в русской историографии - то станица Караванная. Здесь тоже все заточено для встречи туристов.
Славянской экзотики хоть отбавляй. Правда, в головах местных бизнесменов все смешалось. И "русские" избы больше смахивают на украинские хатки - все в цветочках, стены побелены. Во дворах - качели. Уже много подворий, где одновременно и рестораны и гостиницы. Видно, что у местных завелись деньги - идет строительтство и ремонт. Вывески над каждой гостиницей в русском дубле. Очень смешно. Например, так
Но это не для русских. Русские вывески - тоже часть славянского туристического бренда для жадных для впечатлений богатых туристов с юга.
В Караванной записываем истории двоих старожилов. 93-летнего Ивана Петровича Васильева и 84-летней Таисии Николаевны Петуховой.
Иван Петрович не слышит. Мы "разговариваем" с ним при помощи записей в блокноте. Он прекрасно читает по русски. Я выписываю свой вопрос - Расскажите о своей жизни. И все. Потом просто слушаем минут 20. Иван Петрович похож на Конфуция. И такой же философски настроенный. Объясняет, что самое главное в жизни - это много работать. Потом долго рассказывает про жизнь при японцах. Речь у дедушки чистая, выразительная. Пришли двое его сыновей - Володя и Кирилл. Говорят значительно хуже, но рассказали мне, что они православные, на Пасху красят яйца и пекут куличи. Во время нашей работы в доме Володя ловко лепил позы с мясом. Чтобы покормить отца. Человек, который в 93 года ест мясо с тестом? Может, поэтому он - долгожитель?
Во дворе Васильевых тоже качели. Мы с ВИ качаемся, надо становиться ногами и отталкиваться по очереди . - Ну давай, моя! - кричит она. - Жару или пару? ( То есть раскачиваться сильно или сдуваться ) - Жару, жару, - рискую я. Качели летят до неба. Я пищу от страха. ВИ - поет очередную частушку. Дмитрий, кажется, снял этот ужас на камеру.
Перед тем, как нам отбыть, Димкину камеру облюбовал местный щенок. Вот вам и ми-ми-ми по китайски
Во дворе Таисии Николаевны Петуховой тоже живет собака. Русский язык Бэнза не понимает. Зато китайские команды выполняет отлично. Встает на задние лапы и приветственно машет передними. Трюк для туристов
Бабушка Таисия удивительно светлая, мягкая. У нее синие большие глаза. За них и мучаюсь всю жизнь, - говорит она. - Китаёшки то не признают за свою. Да и своим не нужна.... - она рассказывает, как ездила в Пекин ( ПЕкин - в ее произношении ), чтобы хлопотать себе документы в консульстве. Как и Иван Петрович, она вдруг подробно рассказывает о том, как убивали японцы людей в Драгоценке.
Ну, почему - то и дело выпрыгивает японский след? Начинаю размышлять об этом пока неясном для меня феномене. Забегая вперед, скажу, что кое что , как мне кажется, удалось мне понять.
На выезде из Караванной -Эньхэ - на горе, как и полагается в России, старинное кладбище. Могилки украшены цветами, обнесены оградками, кресты. Но - надписи на крестах - иероглифами. И сами могилы странные. Гигантские кучи земли, просто горы какие то бесформенные. - Это потому что нельзя потом покойнику земли подсыпать, если могилка провалится, - поясняет Варвара Ивановна.
В отдалении роют свежую могилу. - Смотри, они как уходить то будут, репу туда кинут, - замечает ВИ. Оказывается, это для того, чтобы могила пустая не стояла до покойника. Я что то никогда таких вещей не слыхала - ни про землю, ни про репу.
Кладбище, кстати, очень очень грязное, замусоренное до предела, хотя и заброшенным то его не назовешь. Брожу среди могил и все же нахожу русские надписи - Иван Василевич отроду...
Едем дальше. Впереди главная цель нашей экспедиции - деревня Шивэй ( Шивья - в произношении ВИ ). Берег Аргуни. Пограничная зона.
На взгорке у Шивьи вместо традиционного монгольского воина - скульптура русской тройки, которой управляет по замыслу русский крестьянин. Но он в кепке, и мне почему то напоминает эстонского хуторянина. Пишем стенд ап, въезжаем в туристическую мекку южных китацев. Оглядываюсь и остолбеваю. Да - мы в деревне, но в деревне заново отстроенной, благоустроенной, выставившей все напоказ и на продажу.
В Чите любят рассуждать о феномене Манчьжурии, гениально вставшей на крепкие ноги посреди степи на деньги русских ( внешних ) "туристов". Так вот - предлагаю новый тренд для общественных обсуждений. Рыбацкая провинциальная северная китайская деревня Шивэй, которая сейчас в процессе вставания на более чем крепкие ноги на деньги своих внутренних туристов.
Вечер второго дня снова закончился разговорами о злых японцах. На этот раз с хозяином гостиницы, в которой мы останавливаемся на ночь
Продолжение следует....