В чем ходить в чужой монастырь

Jan 28, 2015 22:14


В эти дни широко обсуждается возмутительное с точки зрения нормального воспитания, и уж тем более официального протокола поведение американского лидера. Ошибки других, (если кто-то верит, что это было непреднамеренно) - всегда хороший повод задуматься о нас самих. Давайте посмотрим настолько ли мы - воспитанные, цивилизованные люди, уважающие свои и чужие традиции, как нам думается?









В эти дни широко обсуждается безобразное поведение Барака Обамы и его супруги во время зарубежных поездок с официальным визитом. Говорится как президент США демонстративно жевал жвачку во время военного парада в Индии в День Республики, как в Саудовской Аравии Обама в разговоре с новым королем вытянул задранные ноги в его направлении, продемонстрировав подошвы своих ботинок, о том что его жена Мишель на похоронах короля Абдаллы, и на высоком приёме не покрыла волосы. Такое поведение стало уже едва ли не привычным: в июне 2014 года Обама возмутил французов, появившись с жвачкой на официальной церемонии в честь 70-й годовщины высадки войск союзников в Нормандии, сидя перед гробом с телом Манделы, Обама - жуя и улыбаясь несмотря на трагичность момента - начал делать «селфи» с премьер-министром Дании, будто находясь на бейбольном матче, Израиль оскорбился ногами Обамы на столе во время беседы с Биньямином Нетаньяху. Систематичность фактов столь странного поведения на фоне существования довольно важной службы протокола дают повод усомниться, что речь идёт о частных недостатках воспитания, а не о специальной политике и продуманных ходах. Если это так, то обсуждать все эти выходки говоря об этикете - бессмысленно, но если это действительно непонимание, неуважение, незнание? Тогда можно пожалеть о происходящем и подумать нет ли подобным проколов в нашем с вами поведении.






















Поговорим, к примеру о той же непокрытой голове Мишель Обама. Знаете что вспоминается? Церемония прощания с первым президентом России Бориса Ельцина в Храме Христа Спасителя. Мероприятие это было протокольным из-за уровня, на котором происходило и из-за участников, но место - православный храм, налагали ещё несколько особенностей. В общем та же ситуация, как с простоволосой мадам Обама. А какой мы увидели первую леди страны? С непокрытой головой! Причём не в заморских странах с неведомыми обычаями, а на своей территории, в своей стране, в своём городе перед народом, для которого ты - первая леди, жена президента, и перед лидерами других стран. Вид у неё был такой, будто она собиралась в театр, а заглянула на похороны. Чего стоят одни только серёжки. И ведь вовсе было не обязательно рядиться в павлово-посадский платок, хотя хороший был бы ход, достаточно было хотя бы надеть шляпку, как это сделали некоторые зарубежные гостьи. Как объяснить то, что тогда по этому поводу никто как-то не высказывался. А как мы ведём себя, заходя в православную церьковь? Как и следует мужчине - обнажая голову, или как предписывается женщине покрывая её?







Этикет - то как мы ведём себя на публике, этика - то, как мы ведём себя (или могли бы) когда нас никто не видит.

Этикет диктуется социумом, этика - совестью. И то и другое- в какой-то степени - система ограничений, и нормальный уровень культуры и воспитания предполагает, что мы не только соблюдаем внешний свод правил, но что сформировано чувство внутренней этики.
Есть категория более грубая чем этикет - это закон, выходя за его рамки человек уже становится нарушителем или преступником (в зависимости от того какой именно кодекс нарушен), а не просто неприличным человеком. Кодекс чести же включает себя и этикет и этику, и кое-что ещё. Где проходит граница между этикетом и этикой? Скорее всего её нет, это просто разные степени одного и того же, но вот это «никто не видит» - пожалуй ключевой критерий. Мы так себя ведём потому что так надо и задано внешними правилами и распоряжениями, или руководствуясь внутренними мотивами? Человек писающий в лифте ещё в большей степени чем нормы поведения, нарушает то, что находится в сфере этики - системы внутренних правил.

А теперь давайте вернёмся с самопроверке. Как мы ведём себя войдя в христианскую церковь?
Нет, в этот раз, скажем в католический храм. В последние десятилетия нет строгого правила для женщин покрывать голову, но остается жёсткое правило для мужчин - снимать головной убор, и не важно католик вы, православный, или турист-атеист. Думается, что смягчение правила для женщин всего лишь результат туристического бума и невероятной популярности Италии среди туристов. Здания церквей часто настоящие сокровищницы, хранящие великолепные образцы живописи, скульптуры, архитектуры, памятники истории, поэтому в Италии церкви, базилики и соборы - нормальная часть даже просто туристической программы. У людей, рождённых в СССР, правда, встречается отголосок прошлого, когда здание церкви ассоциируется исключительно с религиозным. Приходилось встречать людей, некогда советских граждан, что прожив много лет в Италии никогда не заходили ни в одну церковь потому что «мы не религиозны». Да-да, и это несмотря на «Тайную вечерю» Леонардо, Станцы Рафаэля и прочее. Впрочем, мы отвлеклись.

В фильмах Федерико Феллини, женщин в церкви мы видим в платках. Несмотря на то что есть синьоры, что помнят старые времена, встретить старушку со специально покрытой головой будет сложно. Нет теперь такого правила - и ладно. А как ведут себя православные женщины в католических храмах той же Италии? Они заходят в храм своей, христианской религии, в дом своего бога, имеют установку или представление, что нужно покрывать голову, но раз в Италии можно, ходят простоволосые, ограничиваясь лишь соблюдением рекомендованной длинны юбки и открытости наряда. Что же случилось? Выходит на родине это было тоже лишь соблюдение формального правила, а не прочувствованная норма? Никто не видит, не ругает, значит можно? Чем же это отличается от писанья в лифте?







На фото выше - Анастасия Волочкова в храме Николая Чудотворца в Венеции.

Всё больше люди путешествуют по миру, всё больше повсюду туристов, иммигрантов, беженцев, всё больше требуется чуткости, внимания и уважения не только к себе и своим нормам, но и сосуществование с правилами других. Давайте почаще вспоминать, что ошибки других - это в первую очередь повод задуматься о своих. Это не значит, что их не надо обсуждать, безусловно надо, но не однобоко. Давайте задумаемся над своим поведением в Турции или Италии, обсудив гастарбайтеров в Москве или негров в Париже. Замалчивание этого, стремление избежать деликатной темы - было бы другой крайностью, такой же неприятной как огульное осуждение. Часто слышу в качестве объяснения отказа от обсуждения каких-то проблем общества или других людей пресловутое «не судите, да не судимы будете», которое трактуется скорее всего не верно. Даже если не затрагивать тему языка, перевода, и прочее, как по-вашему звучит фраза: «не любите, и не любимы будете», (подобная, к слову звучит в песне Челентано». Является ли это призывом не любить? Нет, это просто предупреждение, наблюдение, что всё взаимосвязано. Точно так-же и «не судите», что и подтверждается следующими за этим словами. Впрочем Библия - уже много веков не только самая популярная книга, но и самая нечитаемая.

Оригинал записи опубликован на сайте LARIOarea.com Вы можете прокомментировать здесь или там
Previous post Next post
Up