В относительно далеком 2016 году случилось мне побывать на Белом море. Много на каких морях был, но вот до Белого никак не по пути было. Именно с этого года и началась хорошая традиция возвращаться сюда каждый год. 2019 не стал исключением, и наша команда разработала маршрут по прохождению не самой популярной реки среди туристов под названием Калга, пройдя которую мы и оказывались бы на том самом море, на которое хочется возвращаться каждый год.
Информация по реке нашлась в интернете в достаточном количестве. Само собой, что мнения у людей, которые занимались описанием реки, расходились ровно в противоположные стороны, а потому сильно на описание и лоцию реки рассчитывать не приходилось. Ограничились расстановкой основных препятствий на карте с описанием порогов, чтобы ориентиры были под рукой. Читая описание некоторых порогов, становилось слегка даже страшновато, что хоть там и за река такая, что столько страшных букв написано.
Состав участников был уже традиционный - наши друзья из Санкт-Петербурга, ну и мы сами из Череповца. Питерцы отправились на поезде, а мы же загрузили прицеп снаряжением и отправились наматывать на спидометр очередные пару тысяч километров. Конечной точкой нашего пути была станция под названием Энгозеро, расположенная на одноименном озере весьма внушительных размеров. С этого же озера нам и предстояло начать свой путь.
Дорога прошла нормально. Почти привычно, я бы сказал. Утром мы уже были на озере и даже договорились с местными, чтобы оставить машину с прицепом на недельку под присмотром. Началась сборка катамаранов и байдарок. Собирать нужно было много - катамараны, байдарки, да еще и моторы повесить сразу нужно. К моменту прибытия поезда с остальной группой, мы вышли прогуляться до поезда. Деревня большая, несколько магазинов, жизнь кипит и стоит вышка сотовой связи прямо в деревне.
Выход на воду наметили сразу на «после обеда» и сегодня нам предстояло пройти озеро и еще немного реки, чтобы уйти от людей и размяться перед основными порогами. С погодой повезло. В который раз уже на севере нас ждало лето - солнце светит, тепло, хорошо! Немного портил картинку ветер, но это только до того момента, пока мы не ушли с озера в реку. Первую ночевку запланировали на озере Песчаное, сразу после первого простенького порога под названием «Шлагбаум», хотя несколько неплохих стоянок разглядели с воды прямо около озера.
До порога дошли быстро - не стали издеваться над собой и прошли против ветра на моторах, чтобы не терять время на бесполезную работу веслом. Воды в начале июня было много, гораздо больше того, что показывали в отчетах. Правда, большая часть отчетов датирована июлем и августом, а июньских или майских практически и нет. Местные сказали потом, что мы первые в этом сезоне, кто вышел на маршрут. Шумело хорошо, много камней и бревен с воды виднелось, а потому решили просмотреть, чтобы случайно не намотать никого на коварный топляк. Моя штурмовая двойка пошла первой, так как нас не жалко, мы так себе люди и умеем плавать! Прошли хорошо, встали на страховку байдарок и каяка, я приготовил моркву, подтянул спасик и достал фотоаппарат, чтобы все было под рукой.
Одну байдарку все же пришлось вылавливать, после того, как радостные товарищи прошли порог и забурились с криками и веслами над головой в мощную сбойку после порога! Остальные справились сами! Мы быстренько провели разведку на предмет стоянок, и встали на самую подходящую для нашего количества людей. Остальные стоянки, которые удалось найти, были или слишком маленькие или слишком дикие. По описаниям хорошая стоянка на песчаном берегу на дальнем краю озера была, но я не понимаю этой радости песчаных стоянок, если честно, ну и дорога рядом проходит, что тоже не очень по душе. Поэтому мы встали чуть в леске, но зато в пешей доступности до порога.
Вечером рыбаки отправились за добычей под порог, а мы отправились на тренировку на катамаране двойке. Несколько раз обнесли по тропе, много боролись со струей, пробовали различные варианты захода, да и просто по пути еще страховали каяк, а то мало ли что! Во время наших покатушек река решила, что жертва в виде утопленных очков во время переворота байдарки вполне подходящая, и на блесну владельцу тех самых очков села вполне себе большая щука! Вечер удался!
Утром погода начала меняться и началась гроза. Мы быстренько пересекли озеро на веслах на своем к-2 и встали перед участком каких-то перекатов, если верить лоции. Пока ждали остальных, разжились чьим-то притопленным веслом, которое разглядели около берега. Сразу после незначительных перекатов начинался порог «Утюг». Бодрый, уходящий под мост, порожек, который мы все же просмотрели, потому как, кто его знает, что там ждать после зимы. Прошли хорошо, без потерь - уровень воды большой и слалома между камней практически и не было.
А дальше начался очень красивый участок реки. Разливы, просторы, красоты Карелии - весь набор! Встретили несколько маленьких стоянок, на какой-то даже баня сложена была, но мы ждали порог «Три сосны». Где-то он должен был настать и описание воспринимать тяжело без картинки перед глазами. По итогу порог перепутали с какой-то шиверой и проходить решили с ходу, просмотрев с воды наличие препятствий в струе. После этого порога наступила часть Карельской безысходности - из озера в озеро, а за ним еще пара мелких озер и все ради того, чтобы добраться до озера! Развлекались тем, что определяли по деревьям стороны света - оказалось, что юг на левом и правом берегах в разных направлениях!
Добрались до Пиртозера. Посмеялись, что первую букву уже кто-то выпил, и налегли на весло. Скоро ключевой порог дня под названием «Грива». По описаниям один из самых сложных порогов на реке. Где-то на этом пороге мы планировали вставать на стоянку, но сначала ее неплохо было бы найти. Пошли на осмотр по левому берегу - тропа хорошая, но лес болотистый и ужасный. Нашли маленькую стоянку, которая нас явно не устраивала. Я решил прогуляться до самого конца порога, чтобы оценить масштабы опасности сразу наперед. Не зря сходил, надо признать. После правого поворота прямо в струе стоял хороший каменный зуб, но самое главное - после порога нашлась отличная большая обустроенная поляна! Объяснили, что к чему всем экипажам, и мы отправились первыми на прохождение и страховку на случай, если что-то пойдет не так.
Порог добротный, в малую воду шкуродер, мне кажется. В нашу воду интересный и весьма бодрый. Увернулись от нависшего дерева. Прошли хорошо, встали в улове перед правым поворотом, дождались большую часть команды и пошли искать, где там парковка после порога. Поляна большая, места много, но из-за теплой погоды и большого количества болот повылезали комары и мошка. Пришлось прятаться в накомарники. Попробовали порыбачить под камнем - то ли мы не умеем ловить, то ли рыба не та, то ли руки не те!
День следующий. Сегодня мы должны максимально быстро подойти к морю, чтобы по графику приливов и отливов удачно выйти в море по приливу. Но сначала нас ждало еще несколько порогов и достаточно динамичный день. Для разминки пришлось перед Амбарными озерами обнести мост. По отчетам там все под ним проходят, а у нас воды столько, что и пустой то катамаран не влезет, а еще вещи и люди есть. Перепугали маленькую гадюку на берегу и оперативно обнесли все суда. Поднялся ветер. Решили, что катамараны Амбарные озера пройдут на моторах, а байдарки по желанию. Пока ставили и заводили моторы, легковесы ушли достаточно далеко и пришлось догонять.
После озер начался веселый участок перекатов и мы подошли до второго сложного порога под названием «Коверкоски». Его же называют порогом «Голяновского», видимо в честь погибшего здесь туриста в 1981 году. Зачалились, чтобы предупредить остальных, ну и сделать пару кадров хотелось. Порог достаточно мощный в большую воду, в малую должен быть опасен, когда все камни вылезут наружу. Подробностей гибели Голяновского я не смог найти - не могу сказать, что именно случилось. В малую воду намотать на камни вполне может. Мы же прошли чисто.
Дальше на реке началась аномальная зона. То ли все мошки районе решили, что сегодня именно тот день, когда стоит вылететь, то ли Калга решила, что мы больно хорошо идем, то ли просто новая порция боли и страданий! Над перекатами и порогами появились просто тучи мошки. Они просто висят облаком над каким-нибудь валиком и проходящий через эту тучу, моментально слепнет! Мой к-2 шел разведчиком, и основные тучи мошки мы приняли на себя! Это увлекательный аттракцион, скажу я! Видишь издалека нитку прохождения, закрываешь глаза, не дышишь и пробуешь в таких условиях лежа на катамаране пройти то, что видел!
Мы хотели попробовать встать на ночевку где-нибудь после порога «Офицерский», но подходящую стоянку начали искать еще с порога «Короткий» - прямо над ним хорошая стоянка, но маленькая. Решили еще поискать и так и искали до самого «Офицерского». К тому времени в голове уже было кладбище мошки. Описания порога страшные. Вышли первыми к порогу, переглянулись, еще раз прочитал описание, чтобы понимать масштабы и решили без осмотра прыгать первую ступень. Показали, что ждем на страховке и пошли. Вопросы о том, как это будут проходить байдарки, возникли сразу - чего-то мы в самый эпицентр попали! Прошли первую ступень, посмотрели за остальными и ходом пошли на вторую ступень. Пожалуй, это был самый мощный порог на реке.
Вечерело, а стоянка все никак не находилась. Было сделано несколько меток на карте, якобы там должны быть стоянки, но их не было. Так и дошли до моста через реку. Совсем недалеко деревня Калгалакша. Встали на стоянку сразу после моста. Поляна большая, но грязно. Свинотуристы умудряются как-то и сюда попасть. Навели порядок, добыли дров и отправили десант до деревни. По слухам там местами пробивается связь, ну и вообще узнать, что к чему. Десантники раздобыли небольшой частный магазинчик в одном из домов и договорились о поставках относительно свежего провианта! Живем!
День выхода в море. Нам осталось всего 3 км до деревни, откуда уже наш путь дальше пойдет по соленой воде. По пути встретили лося на берегу и стаю лебедей на озере. Перед выходом набрали в бочки пресной воды, чтобы не думалось и пошли штурмовать деревню. Деревня расположена на двух берегах реки, а между ними мост с какими-то сомнительными проходами, но хуже было то, что график приливов в Калгалакше не соответствовал графику в Кандалакше часа на 3 и вместо подъема воды перед нами был пик отлива. Это, конечно, огорчало. Пока обносили байдарки и проводили катамараны под мостом, договорились о копченых сигах и небольшом количестве провианта. Цены умеренные, надо признать. Не магазин в городе, но для такой удаленной точки вполне себе адекватные. Спросили про глубины и про то, как нам выбираться в море - оказалось, что Калгалакшская губа очень мелкая и плюсом шквальный горизонтальный ветер не делают нам хороших прогнозов.
Пока собирались с мыслями и изучали карты, начался долгожданный прилив. Мы на веслах отправились к глубинам, чтобы поставить моторы. Байдарки шли своим ходом. Пока от открытого моря нас прикрывают острова - все не так и страшно. Местные подсказали остров под названием Овечий, на который можно достаточно безопасно попасть и переждать ветер, чтобы не идти по волне. Борьба со стихией была сложная, но мы победили, и по пути прицепив каяк между баллонами катамарана, отправились в море. Указанный остров оказался совсем недалеко, но по какой-то странной причине мы обогнули почти весь остров и сумели найти с воды всего одну стоянку, которую быстренько забраковали байдарочники по причине комаров и отсутствия простора! Пришлось все сделать как обычно - выбираем новое место и строим свою собственную стоянку.
Утром следующего дня погода успокоилась, а наше путешествие продолжилось до самого крайнего острова в Калгалакшской губе, где мы собирались провести пару дней. Это оказалось не самой простой задачей на катамаране. Без знания глубин нам пришлось тяжеловато. Один из катамаранов отправили до реки Сиг, чтобы набрать пресной воды, байдарки получили координаты острова и отправились по кратчайшему пути, а мы, как самый грузовой борт из сцепки катамаранов с каяком, пошли искать проход по мелям. Даже то, что шли в середине прилива, нам не сильно помогало - я постоянно сидел и мониторил карту глубин, то и дело, задавая вектор движения от точки к точке. В конце концов, наши усилия привели к результату, и мы вышли на точку, которой с нами поделились наши друзья из Клуба Приключений - на острове должна быть стоянка, которая там и в самом деле нашлась в комплекте с шикарным скальным языком, уходящим в воду.
За ту пару дней, что мы отдыхали на островах, нам повстречались местные рыбаки, которые подсказали единственное ближайшее место с пресной водой. Мы отправились в очередную авантюру по поиску неких красных скал, где-то вон там между островами и там еще немного за поворотом и чуть-чуть нужно уйти в лес! Надежные ориентиры, максимум отлива, кругом какие-то непонятные мели - сплошной стресс. В этот раз я уже сам сел на руль и вел, максимально перестраховываясь от встречи винта с каким-нибудь камнем. Часть пути пришлось преодолеть чуть не на холостых оборотах со снятой шпилькой на моторе, чтобы был шанс спасти драгоценный винт! Надо признать, что красные скалы мы увидели еще издалека, но в отлив была очень большая полоса песчаного берега, и нужный нам ручей удалось найти не сразу. Мы набрали пару бочек воды, проваливаясь чуть не по колено в отливной ил на дне моря, а все желающие воспользовались услугой экспресс помывки после соленой воды под прицелом пары сотен комаров. Обратно добираться было проще - и воды прибыло, да и идти уже по знакомым местам чуть более безопасно.
Отдельным развлечением стала морская рыбалка. Отсутствие рыбы и рыбаков в наших рядах давно из разряда шуток и подколов превратилось в небольшое проклятие, а потому каждая добытая рыба вызывала массу радости! Наловили, правда, каких-то страшных созданий природы, но и пару хвостов трески все же попались. Бычков благополучно отфотографировали и отпустили дальше паразитировать на теле планеты, а вот красный пинагор вызвал массу споров и рассуждений по поводу его съедобности! Решили все зажарить по отдельности и попробовать! Я рыбу не ем, а потому не могу сказать, на чем сошлись дегустаторы, но все живы и здоровы были даже на утро!
Вечером море показало самое настоящее кино. К нам пришел просто божественный закат, а на небе какое-то время одновременно висели и солнце и луна. Такую картинку до этого я как-то встретил в Индии, но там хотя бы ночь это ночь, а не вот это непонятное явление, когда светло все время. В этот раз мой эксперимент с тем, кто на сколько потеряется в таких условиях привел к результату в 3 часа! Приблизительно такая погрешность была между тем временем, которое на часах на руке и внутренних часах.
Как и все в этом мире, наше путешествие тоже подходило к концу. В обед нас должны будут забрать из Калгалакши и оттуда уже доставить до Энгозера, но до этого момента нам еще предстояло провести около трех часов на моторах в море. Казалось бы, светит солнце, чистое небо, тепло, хорошо - какие тут могут быть вопросы, но море приготовило для нас еще одно испытание, про которое я раньше и знать не знал. Нам встретился самый настоящий морской порог. Очень мощная струя, видимый перепад и мы так и не смогли забраться против этой струи. Пришлось уходить на мель и проводить катамараны. Удивительное явление, которое на карте было обозначено как порог Сигосельский. Под конец нашего водного пути пришлось еще один раз проводить катамараны через сомнительную мель, но мы успешно справились и с этой задачей, прибыв в назначенное время в деревню.
На антистапеле мы тщательно промыли все элементы каркаса наших катамаранов и байдарок, все собрали и с собой прикупили еще целую коробку копченых сигов, о которых договорились при прошлом посещении деревни. Вскоре приехали за нами машины. Как проходила обратная дорога, я не могу рассказать! Нас втроем засунули вместе с вещами в кузов машины с окном где-то под потолком, и мы благополучно там проспали почти до самого финиша. Что-то трясло, где-то очень бодро ехали, точно был мост, но не сон ли это был - не знает никто. Судя по тому, что в деревне стояли легковые машины, то в сухое время дорога вполне позволяет доезжать и на легковушках. На станции все дружно загрузили прицеп, привязали на крышу каяк и попрощавшись с Питерскими друзьями, которые отправлялись на поезде чуть позже нас, отправились в обратную дорогу с мыслями и море.