Есть одна прекрасная река в вологодской области под названием Кобожа. Мы на нее ходим не так часто ввиду достаточно далёкой и дорогой заброски. Тем не менее, стараемся в августе, когда вода уходит, обязательно туда сходить на байдарках. Обычно стартуем прямо с моста на трассе а114, и финишируем не так далеко от впадения в Мологу. Этот год не стал исключением, и мы собрали небольшую команду для традиционного сплава.
Выезд назначили на пятницу, чтобы заночевать на берегу реки и утром, после сбора байдарок, начинать сплав. Расстояние от Череповца до места старта около 160 км, но так как погода стояла прекрасная, то весь город дружно решил съездить на дачи и мы очень долго выбирались из городских пробок. Прибыли на место уже в сумерках и пока готовили ужин, все же решили собрать при фонариках часть байдарок, чтобы утром облегчить себе задачу.
В этом году в нашем парке лодок прибавилось пара новых экспонатов с очень быстрой сборкой и к моменту приготовления еды, мы уже собрали не только почти все байдарки, но и катамаран. Обычно мы его не берём, но в этот раз с нами шла собака, а она слегка не помещалась внутри лодок! После рабочей недели просидели у костра мы недолго, и вскоре все разбрелись по палаткам.
Утром погода продолжила нас радовать и обещала показывать солнце весь день! На скорую руку дособирали остатки лодок и отправились в путь. После краткого инструктажа мы разделились по судам, и с этого момента начался сплав. Дистанция на это день получилась не самая простая - почти 30 км. Обычно, больше 20км брать для новичков не стоит, но река не позволяла кроить маршрут иначе. Поэтому затягивать старт не стоило.
Само собой, что гладко и складно сразу ничего не получается, а потому прямо в пути пришлось слегка перемешать экипажи и после этого все пошло хорошо. Сама река в августе сильно мелеет, и в основном в ней редко встречается глубина больше метра, а потому нас ждали испытания в виде постоянных чудес маневрирования между камнями и упавшими деревьями.
Река оправдала все надежды - светило солнце, сквозь воду мы постоянно наблюдали буквально золотой песок, который переливался в лучах нашего небесного светила. Само собой не обошлось и без приключений - иногда встречались перекаты и кто-нибудь обычно не попадал в нужную струю течения! В этот день мы не раз прогулялись пешком по реке, проводя особо мелкие места на реке.
На протяжении всей реки стоянки встречаются не очень часто - туристы эту реку посещают, но не очень много. Ради интереса я вылезал смотреть практически на каждой оборудованной стоянке, чтобы на будущее понимать раскладки по расстоянию, если мы вдруг соберёмся не на пару дней сюда отдыхать. Конечно, часть стоянок превращено местными любителями природы в свинарник, но это уже вопросы воспитания. Свиньи в свинарнике себя чувствуют отлично, видимо. Наше же основное правило - на стоянке после нас должно быть чище, чем до того, как мы сюда пришли. Обидно на все это смотреть, но что поделать.
Где-то в середине намеченной дистанции был назначен обед! На обед, помимо бутербродов, был запланирован огромный арбуз, который мы накануне прикупили на рынке! Арбуз мы специально выбирали и с выбором ни разу не ошиблись - редко удается прикупить именно такой арбуз, какой хочется, но в этот раз нам повезло! Даже жалко было, что он закончился, а нам ещё идти и идти до стоянки.
На ночёвку каждый раз мы вставали в одном и том же месте, и я в какой-то момент рванул вперёд, чтобы начинать потихоньку собирать дрова и заодно почистить мусор, если вдруг добросовестные туристы оставили после себя следы своего отдыха. Сверившись с навигатором, оказалось, что осталось всего 4км, и я подналег на весло.
В этом году я приобрёл новую байдарку под названием Хатанга 1 Travel и заодно весло для морского каякинга для длинных дистанций. Конечно, по скорости ее не сравнить с моей прошлой лодкой Варзуга 1, но зато по устойчивости, весу, габаритам упаковки и скорости сборки и разборки она гораздо превосходит ее. Поэтому пусть и не так быстро, но все же быстрее основной группы я прибыл на место ночёвки.
Увиденная картина меня немного поставила в тупик. На дороге, возле беседки, где мы собирались ночевать обнаружились несколько машин, а людей я насчитал аж 28 человек. Потом мы выяснили, что это местные жители одной из деревень теперь сюда ездят на реку, а сейчас предстоял сложный вопрос, что же с этим делать. Само собой, что вставать на общественном пляже мы не станем, но и альтернативных вариантов стоянки особо не было. Поэтому я тихонечко ушел на дальний край в тенек и стал ждать всех остальных.
Конечно, вести были не очень радостными и после непродолжительного обсуждения мы пришли к тому, что пока все плавают и купаются, я иду дальше в поисках другой стоянки и после возвращаюсь против течения за всеми. На том и порешали. Я отправился на поиски. Сначала картинка была не особо интересной - высокие берега, сплошные заросли и ни намека на хоть какую-нибудь поляну. В какой-то момент справа я заметил вроде бы небольшой спуск к воде, но это вполне мог быть обычный остаток ручья воды сверху в реку. Я причалил и поднялся наверх. Увиденная картина меня более чем устроила - отличная поляна большого размера и, судя, по всему здесь крайний раз были люди достаточно давно. Из остатков пребывания людей остались только старое кострище, столик и покосившийся каркас под навес. На всякий случай прямо у воды я оставил бутылку воды и отправился за остальной группой!
Вернулся как раз вовремя - все уже накупались и готовы были продолжить путь. Когда встали на стоянку, пришлось подлатать несколько байдарок, так как камни и топляки все же оставили следы на шкурах, и даже обнаружилась пара дырок. Но без криминала - всего пара заплат, а остальное поправили просто залив царапины клеем. Дистанция все же для многих вышла великовата - команда весьма подустала и потому достаточно рано все разбрелись спать и восстанавливать силы.
Утром со свежими силами мы продолжили путь. Характер реки не изменился, и даже обнаружилась пара очень интересных мест, где даже по большой воде было бы интересно попробовать пройти! Пока я ходил осматривать очередную стоянку, группа слегка вырвалась вперёд, и я прозевал нужный рукав на реке. Как следствие - засел на бревне, и пришлось вспоминать технику от переворота, чтобы не притопило один из бортов, но с задачей справился успешно, благо надувные борта байдарки многое прощают.
До финиша оставалось не так много, и вскоре я догнал всех перед первой деревней под названием Деревяга. Деревня вполне обитаемая, и мы даже встретили рыбаков с бреднем, которые рассказали, что вода упала только в последние пару недель. Дальше уже я шел проводником между топляками и мелями первым, показывая дорогу остальным. Но вот за поворотом показался мост, где мы и финишировали.
Когда-то пару-тройку лет назад на этой поляне мы сожгли гору мусора после отдыхающих, высотой метра в полтора и сейчас я очень опасался повторения картины. В прошлый раз нам даже пришлось ползать на сосны, чтобы спилить высохшие ветки на дрова, чтобы все это сжечь, потому как местные туристы сами это сделать, видимо, были не в состоянии, но выбрать весь сухостой на дрова все же смогли. Но в этот раз урок, по всей видимости, прошел не зря, и мусора почти не было. Даже появился столик, кем-то заботливо поставленный под сосной.
Пока мы разбирали лодки и собирали вещи, под шумок распилили на всех дыньку, которую возили с собой уже два дня. Вскоре должен был прибыть автобус, и мы перетащили вещи на мост, где уже и дожидались окончание нашего сплава. И все же Кобожа прекрасная река, где стоит побывать. На этой ноте мы и вернулись домой, в ожидании других маршрутов.