Заброшенная деревня Олино, расположенная под Белозерском, нам известна давно. Дело в том, что в своих поисках интересных и необычных мест в доступности от Череповца, мы нашли кучу разных объектов. Здесь и различные заброшенные военные части, покинутые деревни, разобранные пути узкоколейных дорог, природные памятники, различные реки и озера, но отдельным пунктом всегда стояли покинутые и труднодоступные церкви и монастыри. Одна из таких церквей и сохранилась до наших дней в деревне Олино.
Дорога до самой деревни в целом была понятна, но качество дорожного покрытия вызывало опасения. Частично по этой дороге я уже передвигался несколько раз и каждый раз с ужасом вспоминал то, что там творилось. Опасения оправдались. Дорога есть только по трассе до Белозерска, а дальше начинается разбитая лесовозами и другими грузовыми автомобилями направление. Даже то, что мы поехали в мороз и вся грязь замерзла, нас не спасло. Для легкового автомобиля можно сказать, что дороги нет. 40 км пути от трассы до деревни мы ехали дольше, чем весь путь от Белозерска до Череповца.
По пути нам попалась Сретенская Мондомская церковь 1763 года постройки. От нее вообще очень мало что осталось, видимо потому что до нее достаточно просто добраться. Церковь разрушена, осталось всего несколько стен, да и памятный крест возле лавочки. Внутрь мы не пошли - все завалено снегом и не очень хотелось наступить на какой-нибудь гвоздь. Буквально сразу же мы свернули с дороги на Шолу и попали на некую дорогу Белозерского леспромхоза. Собственно, для нас так и осталась загадка, где здесь хоть какое-то обслуживание дороги. Дорожные знаки прибиты прямо к деревьям, стоящим возле обочины, дорогу дорогой и вовсе назвать сложно.
Судя по описанию пути, нам предстояло пройти еще около 5 км в лес по разбитой дороге, прежде чем мы доберемся до цели нашей поездки. Сверившись с навигатором, мы повернули в лес и увидели, что по дороге куда-то идут свежие следы какой-то легковой машины. Мы решили, что раз кто-то здесь ехал, то и мы поедем пока можем. По итогу вся вода, стоявшая в лужах и канавах, замерзла, сровняв собой все препятствия, и мы сумели доехать практически до самой церкви.
Вокруг было поле, кое-где росли деревья, нехарактерные для леса. Мы оставили машину на спуске, откуда был виден старый охотничий лабаз, а сами взяли по рюкзаку и пешком по тропе отправились к церкви, стоявшей за деревьями на холме. Уже позднее я попробовал поискать историю церкви, а вместо этого нашел небольшой реферат, выложенный на сайте
http://belolikovi.narod.ru/ Я уже не раз пользовался им для поиска информации и заполнения исторических пробелов и в этот раз не стал придумывать велосипед, а сразу же отправился на поиски.
Реферат этот посвящен истории как этой церкви, так и истории двух деревень, когда-то здесь существовавших. Судя по всему, его написала ученица (думаю, что уже в прошлом) школы деревни Енино, расположенной не так далеко от Олино. Над ним проведена большая работа, я сам вряд ли смог бы найти эту информацию, поэтому я возьму оттуда несколько исторических фактов, а чуть ниже приведу ссылку на полную версию этого реферата для самостоятельного ознакомления:
«Неизвестно в каком году и на средства монастыря или силами крестьян был построен первый Везгумский храм. Скорее всего, в 17 веке и на средства крестьян и местного барина. Между двумя монастырями, действующими в то время: Спас - Шужгорским Даниловым и Кирилло - Новоезерским монастырями, которые находились на расстоянии более двадцати километров друг от друга. Из достоверных источников известно «Шужгорский Данилов (упраздненный) мужской монастырь основан в 16 веке преподобным Даниилом Шужгорским на Шужгоре (ближняя деревня Лилигумзь) в сорока пяти верстах к югу от Белозерска. В 1764 году обитель упразднена и обращена в приходскую церковь, в которой под спудом и почивают мощи основателя.) Это был самый близкий монастырь к деревне Везгум и вероятно сыграл свою роль в истории Везгумской церкви.»
«Деревня Везгум относится к древнейшим деревням Белозерского уезда. Год основания -1626. Зародилась деревня, появилась потребность в своем храме, который стал центром прихода. Строительство первой деревянной приходской церкви во имя Великомученика Георгия можно отнести примерно к 17 веку, т.к. первые сведения о ней имеются р. переписной книге церквей и притча Белозерского уезда и Чарондской округи (конца 17 века), относившихся к Вологодско - Белозерской епархии, и в коей имеется следующая запись «Церковь великомученика Георгия в Белозерском уезде на Везгумзе.»
«Везгумская церковь была деревянной до 1782 года. Из архивной справки Государственного исторического архива Новгородской области «Каменная Везгумская церковь в селе Олино была построена в 1782 году тщанием прихожан с помощью доброхотных дателей. Каменная, на каменном фундаменте, с каменной колокольней, покрыта железом. Престолов три: в честь Тихвинской иконы Божией Матери, во имя Великомученика Георгия и во имя Благоверного Князя Феодора и его чад Давида и Константина Ярославских чудотворцев.»
«В Везгумском Тихвинском приходе все оставалось неизменным до 1918 года. 23 января 1918 года новой властью был издан декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. С этого дня начался процесс ликвидации храмов и монастырей. Предметы религиозного культа стали постепенно увозиться из церкви в неизвестном направлении. В тридцатых годах церковный актив распался, службы прекратились, и новая власть принимает решение о закрытии храма. В фондах Государственного архива Вологодской области имеются точные сведения о ликвидации церквей Погорельской волости, в том числе и Везгумской Тихвинской церкви (папка).»
«Отец Кирилл со своей семьей уехал, церковь закрыли, оставшиеся иконы, лампады, светильники и прочую церковную утварь увезли в Белозерск. Колокола были сброшены. Когда сбросили большой колокол, был сильный грохот на всю округу. Люди плакали, жалели свою любимицу и утешительницу. Колокол, падая, глубоко вонзился в землю. Вскоре его тоже увезли в Белозерск и отправили на переплавку. Остальные колокола сбросили в глубокий колодец около церкви. Хоругвии и Кресты тоже увезли в город. Остались пустые белокаменные стены, большие решетчатые окна, железные двери, а вокруг церкви - погост - место погребения жителей деревень Везгум и Олино.»
Вот такая вот судьба этой церкви. Вообще в этих краях у церквей много интересных судеб, конечно. Кирилло-Новоезерский монастырь, упомянутый в реферате, сейчас зона особого режима для заключенных пожизненно, церковь в Крохино затопило при заполнении Рыбинского водохранилища, а Спасо-Преображенский Шужегорский монастырь сейчас из себя представляет весьма печальное зрелище.
Надо признать, что эта церковь сохранилась достаточно неплохо. В самом начале представлена фотография 1980 года, где еще крыша даже стояла. Сейчас она, конечно, уже обвалилась, но свод еще целый, да и пара ярусов колокольни все еще стоят. Мы прогулялись по округе, изучили останки, насладились отличными видами с колокольни и, спрятавшись от ветра, на горелке заварили чай. Под рассуждения о таких монументальных сооружениях, о технологиях строительства в 18 веке и различных околонаучных теориях, мы перекусили и отправились в обратный путь, пока еще не совсем наступила ночь, и мы хотя бы часть пути по этой ужасной дороге проедем при свете дня.
Полную версию реферата можно прочитать тут:
http://belolikovi.narod.ru/cerk_bel_vezgum.htm