р. Сывтуга. Первомайский сплав 2016

Aug 16, 2016 14:42

На дворе 2016 год. В стране все не очень, а потому на Первомай появилось огромное желание сбежать куда-нибудь в лес, от всех этих проблем, и заодно попробовать свои силы на какой-нибудь новой (для нас) реке.










Еще по возвращению с Иксы в прошлом году, в голове сидела мысль о реке под названием Сывтуга. Расположена она где-то там же в тайге Архангельской области, но описание и классификация порогов была куда богаче, чем на Иксе. Ее нам посоветовал уже знакомый нам местный егерь, за что ему большое спасибо. Конечно, он же уговаривал нас идти сразу на Кожу, но по внутренним ощущениям мы пока не готовы.










Постепенно зимой начали собирать информацию о реке, читать немногочисленные отчеты и потихоньку готовиться к поездке. Основным вопросом было то, что мы не знали на чем же нам идти. Свой катамаран у нас всего один, а на байдарках идти туда, где все нормальные люди ходят на катах - можно поймать и не только позитивные приключения. Поэтому этой зимой мы прикупили еще один катамаран четверку. Дополнить состав судов решили проверенным Гарпуном и на том и остановились. Окончательный состав участников получился 10 человек.










Действовать решили по той же схеме, что и в прошлом году. Мы едем на машине вчетвером, со всеми крупными вещами, катами, едой и прочим, а все остальные приезжают на поезде утром в Плесецк, где мы уже будем их ждать. Такой вариант устроил всех, и мы начали работу над дистанцией, заброской, финишем и прочей полезной информацией.










А подумать было над чем. Никакой определенности, кроме месторасположения порога Падун, не было. Все те малочисленные отчеты нам не очень помогли, потому что у всех были различные варианты заброски и финиша. Разное количество дней на прохождение дистанции и сама дистанция тоже. Плюс у всех разные показания по поводу расположения порогов и описание тоже совершенно разное. В целом интересно, но конкретики никакой. Пришлось изобретать свой маршрут.










Если верить Википедии, то Сывтуга - река в Онежском и Плесецком районах Архангельской области, правый приток Кожи.В XIX-XX веках в Сывтуге и её притоке Таманьге вёлся промысел речного жемчуга.Длина реки - 152 км. Площадь бассейна - 1780 км². Питание реки снеговое и дождевое. Ледостав с середины ноября по конец апреля. Берёт начало из озера Сывтозеро (Сивт-озеро), впадает в реку Кожа.










Изучив кучи карт, померяв все возможные варианты маршрутов, проверив все возможные варианты финиша, мы остановились на таком варианте марштура: старт с западного берега Сывтозера (там со спутника отчетливо просматривается дорога и самое минимальное расстояние по подходу к озеру) - выход в Сывтозеро - выход в Сывтугу - прохождение дистанции - финиш на разрушенном мосту - пешка 7км до Онеги - форсирование Онеги - антистапель в д. Ковкула. Конечно, и этот вариант оставлял целую кучу вопросов, но с виду он нам показался самый адекватный, в плане заброски и финиша. На всякий случай были подготовлены резервные варианты, но они нам не потребовались.










Наступила весна. Мы завершили все приготовления, подготовили снаряжение, кое-что докупили из спасиков и герм, закупили продукты и стартовали. В ночь на 30 апреля мы благополучно преодолели расстояние от Череповца до Плесецка и утром на вокзале встретили остаток группы. Машину оставили, как и в прошлый год, у егеря на участке, перегрузили вещи в прицеп уже знакомой «буханки» и стартовали в тайгу.










Пути от Плесецка до места старта вышло около 140-150 км. Казалось бы, что тут ехать, но с качеством местных дорог это расстояние мы преодолевали с 9.00 утра до 15.30 дня, с учетом загрузки вещей. С прошлого года дорога лучше не стала, но и хуже тоже, что не могло не радовать. Основным вопросом был все тот же мост через приток Иксы, реку под названием Сухая. Если в том году мы видели вполне себе свежий живой мост, то в этом году от него не осталось и следа. Нам предстояло форсировать реку по плитам, оставшимся от старого моста, прямо по воде.

image Click to view



image Click to view












Риски были. Если бы что-то пошло не так, то нам бы снова пришлось идти по Иксе, потому что другого моста нет и никогда не было. Мы промеряли глубину, перенесли часть вещей и под уверенным руководством егеря и наших команд, благополучно преодолели брод. Дальше никаких препятствий не ожидалось. Мы даже узнали отворотку на Иксозеро, где стартовали в прошлом году. В этом году там не было снега - весна пришла раньше, да и в целом снегопадов было мало.










Проблемы начались практически в конце нашего пути. Местные лесорубы решили снова разработать делянки и возить лес. В результате, на своей огромной технике они разбомбили дорогу до такой степени, что даже «буханка» не смогла продолжить путь. И хотя стояла жара и солнцепек, но дорога не успела высохнуть за эти несколько дней и мы начали вязнуть. По итогу до предполагаемого места старта не доехали почти 5 км пути. В обычной жизни 5 км даже не замечаешь, как проходишь, здесь же под весьма увесистыми рюкзаками, неудобными гермами, с катамаранами и по такой дороге - это был кошмар.










Ситуацию немного обостряло то, что на этой самой дороге мы видели отчетливо следы медведей, а это так себе аттракцион, если мишке вдруг приспичит на нас посмотреть. В результате, решили не тащить на себе все вещи 5 км , а пробовать искать путь напрямую к озеру. Такой вариант был всего на 1,8 км, но нужно было еще найти этот путь, потому что кругом были болота и гулять под огромным весом по варварским вырубкам - это тоже весьма занятное мероприятие.

image Click to view












Пока наши разведчики гуляли, мы потихоньку перенесли все вещи на достаточно сухой участок дороги и приготовили обед. Стало ясно, что сегодня на воду не попадем. Поэтому нужно было максимально близко стащить все вещи к месту, откуда у нас начнется завтра увлекательная увеселительная прогулка. Спустя 2 часа вернулись разведчики. Самый адекватный и короткий путь лежал через вырубку. Оттуда по кромке леса нужно было обогнуть болото, и метров за 150 до озера была полянка, где мы можем собрать катамараны. Озеро подо льдом. Приключения только начинаются.

image Click to view












Весь вечер мы старательно таскали по расползающейся дороге вещи к вырубке. Так как было достаточно сухо, то часть пути пройти можно было по колее от тракторов. Не сказать, что очень удобно, но лучше, чем идти по болоту. Хорошо еще, что наши девочки заранее подготовили разгрузки на большие 100 литровые гермы, иначе пришлось бы совсем туго. Спасибо им за это. К ночи мы разбили лагерь, но вспоминая о медведях - спалось не очень хорошо. Как мы узнали уже на обратном пути - здесь еще и волчица завелась не так давно. Людей пока не трогала, но видели ее несколько раз.










Утром позавтракали и начали свой путь к озеру. Сегодня нужно было обязательно встать на воду и как минимум пройти озеро и еще сколько-нибудь километров пути, чтобы не выбиваться из графика прохождения дистанции. Добирались до озера долго. Дорога была очень плохая, шлось медленно и тяжело. Но мы справились с задачей, и в обед я уже вовсю собирал катамаран, пока доносили остатки вещей. Остаток пути от места стапеля до берега озера мы шли по колено в воде. В 15.00 мы вышли на воду. В этот день нам предстояло пройти чуть больше 4 км озера и пройти разливы озер Ламба и Пертозеро (здесь названия вообще четко не обозначены, часто встречается Павнозеро), чтобы на следующий день уже полноценно выходить на рабочие дистанции.










Озеро практически целиком было подо льдом. Причем это был самый ужасный лед - он и вес не держал и в воду еще не превратился. Пришлось копать и месить веслами эту массу. Сначала наш Гарпун попытался собой пробивать катамаранам колею хотя бы под один баллон, но вскоре силы покинули их и мой кат продолжил работать ледоколом и бороться со стихией. Успешно пробивая себе путь, мы выбрались на чистую воду спустя 1,5 часа после начала старта. Благо погода была хорошая. Примерно к 7 вечера мы встали на стоянку на правом берегу реки, основательно поплутав по озерам, потому что из-за разлива не было понятно, где же основное русло и куда нужно идти. Здесь же родилась фраза «Польский навигатор фирмы Сусанин». Есть основание полагать, что при прохождении реки где-нибудь в начале июня или конце мая, можно значительно ускорить прохождение этих участков.

image Click to view












Утро следующего дня началось с завала. И весь день мы пилили, таскали, проходили, толкали, проводили, обносили и еще черт пойми чего только не делали с этими завалами. Бывало, что даже 200 метров чистого пути без завалов не было. Старых пропилов не видели вообще, зато свежих деревьев было с запасом. Благо техника наскакивания катамараном на бревно и перетаскиванием его сначала матросами, а после капитанами, отработана до автоматизма и мы не тратили очень много времени на преодоление. Весь день продолжались завалы, но хотя бы появилось течение и катамараны понемногу несло. Не смотря на навыки преодоления завалов, не разбирая катамараны, устали очень сильно за этот день, хотя и прошли положенную норму. Встали на правом берегу на стоянку. Завтра обещали показать первые нормальные пороги, потому что сегодняшние легкие перекаты не впечатлили никак.

image Click to view



image Click to view












Так как какой-то определенной лоции мы не нашли и во всех отчетах пороги отличаются по названиям, то я буду использовать названия, используемые в отчете 2009 года, за авторством Беспалова И.А., Турклуб «Вертикаль». Из-за уровня воды и огромного количества завалов мы не смогли определить пороги «Тяпогорские» и «Три брата». То ли мы посчитали их обычными шиверами, то ли что-то изменилось на реке, но первый порог, который мы сумели назвать порогом - это был «Кот-порог» 2кс (Локальный кривой слив высотой около 0,5м метрах в 30 за левым поворотом реки. Слышен издалека. Слив под ПБ. Линия движения видна с воды. За порогом небольшая шиверка).

image Click to view












К обеду мы прибыли к порогу «Мини ЧУ». Очень красивое место. Помня, что в отчетах были упоминания о бревнах и прижимах в скалы, мы решили осмотреть его и не зря. Примерно посредине пути застряло большое бревно, которое не позволяло пройти порог. Моему разочарованию не было предела. Конечно, можно было бы заморочиться, потратить несколько часов и вытащить это бревно, но времени не было. Нам сегодня нужно было дойти как минимум до порога «Перелом», а впереди еще должен быть один порог.

image Click to view



image Click to view












В результате прошли частично порог до улова, обнесли участок с бревном и на удобной стоянке на правом берегу устроили обед. Говорят, что прямо отсюда есть тропа на порог «Чертово ущелье», но мы не проверяли, потому что времени и без того много потеряли на остаток утренних завалов и обнос «Мини ЧУ». Где-то недалеко должен начинаться первый серьезный порог на реке. Вспоминая описания, мы практически крались, чтобы не уйти в левый слепой поворот без просмотра, как это сделали несколько команд.

image Click to view












Порог «Чертово ущелье» по классификации 3 кс. Очень красивый порог. Труба между двух скальных стен, по ощущениям метров по 15-20 в пике. Четыре ступени, множество сливов, валов, пара прижимов, пара стоячих бочек. Около 300 метров (если верить измерениям на карте, хотя в отчетах пишут 100-150, но это неправда) постоянного драйва с выходом в мелкую шиверу. Наш кат пошел первым, мы прошли все хорошо, помарок не было, вышли без проблем. Второй кат где-то поймал обливной камень и их слегка развернуло. Гарпун прошел без приключений. Как ни странно, но этот порог мне понравился больше всех на реке.










Удалось поснимать немного сам порог с высоты, жаль, что не было времени на нем покататься - там достаточно далеко можно пройти вдоль русла по камням - хорошие снимки бы получились. После порога совсем рядом расположен мост через реку. Судя по снимкам со спутника - обычный лесовозный мост, но говорят, что раньше была узкоколейка даже. Сейчас само собой все разобрано, но мост стоит. Сюда попасть можно с д. Шомокша. По следам люди здесь бывают, но крайне редко. На берегу нашли старый ж\д вагон, местные сказали, что пока его не сожгли, то там можно было комфортно ночевать.

image Click to view












По правому берегу от моста ведет тропа на самое сложное испытание на реке - порог «Перелом». Классификация в целом, как 4кс. Многоступенчатый порог. В разных отчетах называется разное количество ступеней. Где-то 5, где-то 6. Я склонен к 5 ступеням, потому что первой ступенью называют слив 0,5 метра и на кате его даже и не чувствуется. Здесь нас ждало второе разочарование. Сразу же после самой сложной ступени (5кс) поперек зажало просто огромное бревно. Самая сложная ступень была закрыта для нас для прохождения. Пришлось долго обносить вещи с катов в конец порога, чтобы пройти оставшиеся ступени на пустых катах в целях безопасности.










Тропа по правому берегу вдоль всего порога, но к воде подходит редко. Обносить не очень удобно. Где-то читали, что отсюда есть прямая тропа на Падун, но проверять не стали, хотя и блуданули немного по какой-то тропе. Скорее всего, это она и была. Есть неплохая стоянка прямо надо основной ступенью. Думаю, что очень хорошо спать там, под шум падающей воды. Мы же прошли в два катамарана все оставшиеся ступени. Не сказать, что чисто, но и без глобальных ошибок. Ступени сложные, байдарку сразу не стали на воду пускать - в первом же косом сливе переломало бы ее. Описывать ступени смысла нет, информации и отзывов о прохождении, хватает различных. Одно можно сказать - порог хорош. После прохождения, закидываем быстро все вещи на каты и ищем стоянку.










День получился очень долгий. На дневку мы встали сразу перед входом в порог Нижний перелом (его же называют Ворота, Железные ворота, Мельница) на правом берегу. Практически в 21.00 мы только выбрались на берег. Завтра нас ждал долгожданный отдых. По дистанции мы шли по графику. Видимо на поляне, которую мы выбрали под стоянку, раньше что-то было, когда еще существовала деревня Падун, расположенная ниже по течению, уж больно чистая от деревьев поляна. Достаточно удобная стоянка получилась - и от воды закрыта деревьями и место очень много и с дровами проблем нет.

image Click to view



image Click to view












Дневка прошла в режиме лежбища тюленей. Лагерь отсыпался, сушился, гулял на водопад и в заброшенную деревню, пробовали ловить рыбу, строили баню, кушали и просто отдыхали от сложных физически напряженных дней. На самом водопаде встретили местных. Они приехали отдыхать после удачной рыбалки перед первомаем. Очень у них любопытный автомобиль был собран. Разговорились и по итогу, поменяли крупу на щуку, потому что у нас ничего не клевало. Сами они встали где-то в лесу в срубленном доме. Мы не ходили смотреть, но он там есть. Вечером ребята приехали к нам в гости, мы потравили баек и они уехали отсыпаться после трудных выходных и употребления разных жидкостей.

image Click to view



image Click to view












Утром мы прошли предпоследний серьезный порог на реке - «Нижний перелом» 3 кс. Даже байдарочники у нас решили рискнуть и попробовать его пройти. Пришлось ставить страховку, но они успешно справились с задачей, хотя пару шансов кильнуть Гарпуна у них все же были. После прохождения шиверы за порогом, начинается разлив и река выходит к заброшенной деревне Падун. Когда-то во времена войны здесь пленные занимались добычей заготовкой леса, сейчас же все брошено и никому ничего не нужно. Только останки домов напоминают об этом. Деревня стоит на одноименном пороге. Его даже и не порогом называют, а водопадом. Для байдарок он непроходим, наши же попытки его пройти окончились со счетом 2:2. Чтож, ничья - это уже неплохо. Из потерь - 2 экшнкамеры сломались при перевороте и они утонули.

image Click to view



image Click to view












Накупавшись, мы попрощались с местными, которые пришли специально посмотреть на наш цирк и двинулись дальше. Река постепенно успокаивалась, хотя первое время несло очень хорошо. Долгое время река шла в очень мелком русле с кучей камней, но светило солнце и все это смотрелось красиво. На одном из поворотов испугали лося, который убежал от нас в лес. После впадения левого притока Порса, река вообще превратилась в зеркало, и приходилось постоянно сидеть на весле. Все те метки, которые были обозначены на картах, как пороги - ничего из этого не нашли. После обеда мы дошли до заключительной точки на реке. За плечами осталось чуть больше 100 км дистанции, но впереди нас ждала пешая прогулка на 7 км по лесу с вещами и катамаранами. Это была когда-то тоже лесовозная дорога, но в текущий момент она практически заросла. Осталась только тропинка сомнительного качества, по которой нам и предстояло идти.

image Click to view



image Click to view












Передать эмоции, с которыми волокли все вещи и катамараны, невозможно. Мы уделались и устали так, что просто падали с ног. 7 км пути мы шли 6 часов. Дороги не было. Тропа то шла по болоту, то через молодой лес, то просто по непроходимым кустам. Очень тяжело дался нам этот переход, но мы решили, что лучше так, чем выгребать еще 50-70 км до ближайшего варианта финиша по стоячей воде. Очень уж мы устали месить стоячую воду на катамаранах. Были бы на байдарках - особых проблем не возникло бы. К вечеру мы смогли донести все вещи до берега Онеги. Утром нам предстояло форсировать реку и отправляться домой.

image Click to view



image Click to view












Утро принесло плохие известия. Где-то по пути через лес мы смогли найти удачную веточку и пробили баллон на одном из катов. Не сказать, что сильно удивились, потому что продирались практически через буреломы. Решили, что оставим до дома ремонт. Накачаем и успеем дойти и на таком баллоне. На прощание мы развели костер из вещей, которые в этом походе уничтожили. Потери были достаточно большие, но мы не переживали по этому поводу. Вскоре за нами приехала машина, и мы отправились в обратный путь. А на прощанье к нам вышел мишка на дорогу, видимо посмотреть на нас, дураков!

image Click to view



image Click to view










пешком, лес, пороги, байдаринг, водопад, болото, байдарка, путешествие, отдых, сплав, поход, река, природа, гора, рыбалка, озеро

Previous post Next post
Up