Андома для нас была недостижимой целью на протяжении почти 4 лет. Как мы не пробовали и не старались разузнать хоть какую-нибудь информацию о дорогах и маршруте, так нам это и не удавалось. Какие-то слухи, обрывки информации, пара фотографий и ни одного толкового описания дороги. В этом году зимы практически не было, и мы решили рискнуть и все же как-то доехать до этой реки. Сразу хочется сказать, что фотографий в этой истории будет больше, чем текста, потому как мы старались все же более подробно заснять реку для будущих поколений. В данный момент еще монтируется видео, но оно будет позже, а пока фотографии и рассказ о нашем первомае.
Вариантов для заброски практически не было. Все описания дороги были очень старыми, и какими-то тайными тропами удалось узнать, что построили не так давно новую лесовозную грунтовую дорогу до интересующей нас деревни. Деревня Янишево является какой-то очень странной деревней чуть не в тайге посреди леса. Раньше здесь была ветка узкоколейки, а сейчас остался только поселок и чего там делают люди не очень понятно.
В результате мы стартовали из Череповца в 20.00 на микроавтобусе с прицепом и легковой машине. Дорогу до деревни Депо (ну или рядом еще Белый ручей) особо описывать неинтересно. Можно отметить лишь то, что дорога с каждым годом все хуже и хуже. Поворот на Янишево мы смогли опознать лишь по узкоколейке и навигатору . Конечно, по слухам указатель где-то должен был быть, но мы его почему-то не смогли найти.
Новая дорога была. По ней около 80 км, если мне память не изменяет, мы ехали вообще в полную неизвестность. Грунтовка и грунтовка. Хорошо, что не было дождей, и она в приличном состоянии была, а не как в прошлом году при заброске на Лидь. В целом состояние дороги приличное. А для этих мест и вовсе шикарное. Самое опасное было впереди, когда после самой деревни нам предстояло ехать по лесной дороге до моста. Вот про этот участок мы не знали даже слухов. Только то, что ее зимой не чистят, и никто там не ездит.
Дорогу мы уточнили на какой-то базе, где толпилось большое количество различной техники, и даже горел свет. В будке сидела приветливая женщина, которая нам и показала дальнейший путь. Дорога была. Точнее было практически направление и если бы не такой низкий уровень снега в этом году, то без трактора мы бы не обошлись. С горем и матами пополам, но до моста мы все же добрались. Не зря заброску на Андому производят на буханках и УАЗиках. К нашему удивлению слева от моста уже стоял лагерь и мирно спал. Ну тем веселее. Мы быстренько разгрузили машины, поставили палатки и на 4 часа легли спать.
По древнерусской традиции я открыл глаза ровно в 7.00. Странная привычка летом вставать именно в это время. Понемногу расходился и стал собирать катамаран. Как ни странно, но почти никто до часа подъема не проспал. Почти все вылезли раньше и принялись собирать байдарки. Лагерь соседей оказался из 8 человек, которые в прошлом году сплавлялись на катамаранах, а в этом решили идти на байдарках, потому что не хватило им экстрима. Забрасывались они чуть раньше нас на джипе с прицепом и легковой машине. Они нас предупредили, что 3ий день сплава нас ждет очень опасный и потому мы этого дня начали ждать еще на берегу.
В 12 часов мы встали на воду и попрощались с десантниками (так мы их про себя назвали, потому что у них было 2 десантных флага прицеплено к байдаркам). Отдельным квестом было усадить на катамаран собаку Неппи, которую мы взяли с собой. Совершенно было непонятно как она себя поведет на воде, но по итогу все прошло хорошо. Первый день сплава был разминочный. Мы выбрали для себя комфортную дистанцию в 30 км и спокойно ее шли. Река красивая. Ну, вот идешь по реке, и глаз радуется. Конечно же, не обошлось без разливов, где наш катамаран очень тяжело шел, но попадались и быстринки, где катамаран всячески старался забраться в самое пекло.
В целом нам повезло с погодой в этот день, и мы очень комфортно шли дистанцию. Примерно на 21 км пути нам встретилось озеро, где катамаран по навигатору против ветра набрал крейсерскую скорость в 1,9 км/ч. Как только прошли озеро, нам на встречу попались рыбаки на моторе. Как они сюда попали и откуда приплыли не очень понятно. Никаких деревень рядом даже в теории нет. В процессе сплава нам попадалось несколько таких вот непонятных охотников и рыболовов, которые смогли как-то забраться в этот лес.
Так вот мы и шли 5 часов. Средняя скорость была невысокой, потому что катамаран крайне неповоротливая машина. Прикинув дистанцию и время, мы отпустили вперед флотилию байдарок, чтобы те дошли положенную дистанцию и дежурные приступили к вечернему дежурству. Боевой катамаран даже умудрился спасти от обноса весь наш флот, пробурив собой затор, и при помощи Кости в бродах пробить тропинку для байдарок. Под конец дистанции первого дня уже байдарочники выручали катамаран, прорубив для нас проход между бревен на повороте. В целом приятный день получился.
Второй день начался по графику. Даже на воду мы вышли с опозданием всего в 11 минут, что является почти рекордом. На этот день было намечено для прохождения следующие 30 км дистанции. Десантники нас так и не догнали. Мы спокойно вышли на воду и продолжили свой путь. Вскоре мы получили первую порцию порожков в этом дне. Прошли ее уже уверенно маневрируя от переката к перекату, пропуская между баллонами камни. В целом по следам воды в этом году метра на полтора ниже, чем здесь бывает, но при этом уровень позволяет не цеплять камни. В какой-то момент нам на встречу на моторе выехали охотники и эффектно подстрелили утку прямо у нас на глазах. Охотники рассказали, что начало порогов через 3 км, хотя мы и до этого почти не скучали от безделья.
Начало порогов нам понравилось. Очень приятная река. Мы шли зигзагами от берега к берегу, собирая все возможные бочки, валы и перекаты. Продолжительное время у нас даже возможности не было, чтобы камеру включить. В какой-то момент мы вышли к непонятной тракторной дороге. Дорогу эту со спутника видно очень хорошо и на спутнике вроде как бы даже мост имеется, но по факту есть дорога слева, дорога справа, а моста нет. Его снесло во время ледохода. Сами останки моста лежали неподалеку на повороте и собой перекрывали почти все русло. Проверив, что места для нас там хватит, мы прижались к левому берегу и втиснулись в протоку. Мост нас впечатлил. Дело в том, что мост лежал на останках еще одного моста, а за ними лежал еще один мост. Смотришь на все это и понимаешь, какая же вода в этой реке. После мы еще несколько километров встречали по берегам останки опор этих мостов.
По фотографиям мы помнили, что где-то нас ждет высокая песчаная гора. Очень хотелось на нее забраться и пофотографировать. Решили, что пройдем ее и причалим на берег. По итогу течение оказалось такое, что мы и на гору то не очень успели поглядеть, а так как периодически катамаран с головой накрывало брызгами, то и постоянно были в напряжении и следили за рекой. Никакой возможности причалить не было вообще. Нас несло с дикой скоростью в потоке. Стало страшно за наших байдарочников. Один Неппи лежал и смотрел на все это с отреченностью. Ну или с обреченностью от того, что деваться то ему и не куда с катамарана. По итогу впереди мы увидели какие-то байдарки в кустах. Подошли поближе и обнаружили, что это не наша группа. На всякий случай спросили, не нужна ли им помощь и пошли дальше.
Первую нашу байдарку мы нашли на повороте. Оказалось, что они не перевернулись, но там полная байдарка воды. Быстрый осмотр повреждений не выявил и списали все на то, что байдарки периодически были подводными лодками на этой реке. Быстренько вычерпали воду, поменяли матроса и пошли дальше. Дистанцию мы перевыполнили на 10 км к этому моменту. Вскоре на повороте обнаружилась наша основная флотилия. Все обошлось без переворотов и купаний, хотя всех подтопило очень изрядно, не смотря на фартуки и юбки. Очень страшно стало за десантников, потому как они-то идут на байдарках без фартуков. По итогу за этот день мы пролетели 43 км дистанции.
Перевыполнение плана стало ключевой точкой в нашем походе. На этой стоянке мы решили оставаться на дневку. Мнения разделились, потому что здесь не было связи, а домой о своем благополучии сообщить желали многие. По итогу с вечера была предпринята попытка забраться на гору на противоположном берегу. Попытка была осуществлена, но связь мы так и не нашли. Не вовремя вспомнили, что десантники вроде бы говорили про то, что на том самом мосту вроде как была связь. Проверить не смогли. В результате утром группа отчаянных водников отправилась по навигатору через лес с ближайшую деревню.
Деревней эти останки дома назвать очень сложно. Тем более, что ночью выпал снег и всех следов цивилизации просто не было видно даже. Вторая деревня рядом представляла собой то же печальное зрелище, что и первая, но связь добыть все же удалось. В результате успешного выполнения миссии было решено найти памятник погибшим водникам в конце восьмидесятых. Найти его смогли только два самых настырных участника экспедиции и то есть подозрение, что они просто заблудилсь. Жалко ребят, конечно, что тут сказать.
Дневка порадовала своей погодой. За день на нас сверху успел пойти снег, политься дождь и даже просыпаться град. Все это под ветер, да еще и в непредсказуемом порядке вперемешку с солнцем. Благо, что мы встали на стоянку еще вчера и хотя бы успели просушить вещи. Постепенно мы раскачались и принялись строить походную баню. А мыться хотелось ужасно. То ли опыт сказывается, то ли удача была на нашей стороне, но по итогу очень как-то все четко прошло без проволочек и споров.
Пока у нас топилась баня, пришлось латать пару байдарок. Все же Олег пробился на Маринке, и еще одна пробоина была обнаружена на Варзуге. Для такого потока повреждений было немного. Баня натопилась отменно. Даже дрова еще остались, хотя мы старались, чтобы их сжечь. В процессе похода в баню была принесена жертва реке в виде тапочки. Где-то под конец наших банных процедур мы заметили, что очень сильно похолодало. Палатки покрылись корочкой льда, а катамаран и вовсе льдом оброс.
Эта ночь выдалась очень холодной. Чтобы открыть платку мне пришлось даже затопить горелку, потому что сырая молния застыла напрочь. Позже мне рассказали, что у альпинистов эта тема очень распространена и даже есть специальное название для палаток без молний - «Жопа слона». Если кому интересно, то поищите. Когда же я выбрался, то обнаружил поле льда. Замерзло все, что могло замерзнуть. Выжило только то, что лежало не очень далеко от костра. Я даже проникся и пошел фотографировать рассвет на Андоме.
Постепенно лагерь ожил, и мы готовились к небольшой переправе в 20 км до следующей стоянки. Решили, что до Онеги мы не пойдем, потому что если на байдарке по плесам идти не очень интересно, то на катамаране это вообще мучение. В результате мы вышли на воду и через несколько километров череда перекатов и порожков закончилась. Начались разливы со спокойным течением и поля сменили горы. Благо, что погода радовала и хотя по утру мы выходили в снег, но под конец дистанции вовсю светило солнце. Две наши штурмовые байдарки приняли информацию про 20 км слишком буквально и слегка переборщили, забравшись в населенную зону.
До моста оставалось совсем немного, а ночевать возле него не хотелось никак. Решили попробовать найти альтернативный вариант между деревнями. На нашу удачу нам попалась небольшая речушка, впадающая в Андому. Вот около нее мы и встали. Полянка была довольно удобной, но открытой. Решили перенести костер на другой берег реки, благо через нее было 2 мостика на коротком расстоянии друг от друга. Один мост оказался для машин, а второй пешеходный, но от времени он был в аварийном состоянии. Пройдясь пару раз по мосту, я пошел ставить палатку и уже из нее услышал, как Олег вместе с этим мостиком провалился в воду. Так мы остались с одним мостом.
Так мы и поняли, что река выбрала своей жертвой Олега, раз он умудрился утопнуть в байдарке и еще раз утопнуть вместе с мостом. Обошлось без жертв, хотя по колену Олегу все же досталось. Заключительный вечер нас радовал и дождем и градом, а потому на утром все палатки снова покрылись льдом. В этот вечер мы легли все спать довольно рано, так как чувствовалась накопленная усталость за поход. Лишь один Неппи радовался независимо от погоды и усталости.
Утром мы собрали лагерь и двинулись в путь к мосту, с которого нас и должны были забрать. Причалили на антистапель под мостом слева, потому как туда есть очень удобная дорога для подъезда. В целом о реке остались только приятные воспоминания и пока что это единственная река, на которую вернуться хочется еще раз. А до Онеги мы еще доберемся в будущем.