Небольшой рассказ о том, как в прошлом году мы закрывали байдарочный сезон...
С чего же все началось. Изначально мы даже не особо представляли, что нас ждет на реке и были готовы к тому, что, скорее всего, мы будем обносить наши байдарки огромное количество раз, потому как те места на Петухе, которые нам доводилось видеть - это очень большое количество поваленных сосен поперек реки. Но мы нормальные комсомольцы и трудности нас закаляют. Прикинув маршрут, обсудив детали за 20 минут вечером перед выездом было единогласное - едем!
После работы нас в кучу собрал мой хороший знакомый на УАЗике (спасибо ему огромное за то что нас постоянно выручает), мы затолкали полную машину лодок, вещей и даже еще осталось место на нас самих. Место для заброски было выбрано методом случайного тыка и повеления Навитела - он нам сказал, что знает там дорогу и на УАЗике у нас не было оснований ему не верить! По факту Навител дорогу то знает, но как же хорошо, что у нас УАЗик! Дорогой это назвать можно, но в середине октября лужи глубиной по 70 см и все размазано, а потому пришлось даже включать полный привод!
С грехом пополам, с песнями и матами, но мы все же добрались до того места, где Навител категорически настаивал на том, что тут в 30 метрах есть река. На дворе была уже часов 5 как ночь и потому дальше света фар особо ничего не видно. Выбравшись из машины, мы двинулись в направлении предполагаемой реки, и я уже заранее был готов к тому, что приключения только начинаются и там наверняка от реки только название! Но все оказалось хорошо, и река была! Самая настоящая, черная, глубокая, с водой и даже с течением!
Мы благополучно выкидали вещи, отпустили машину и стали разводить костер! Непростое это дело в середине октября напрочь сырыми дровами разводить костер, когда на улице начинает все покрываться тонкой коркой льда! Мы натаскали дров и пока Олег разводил огонь - я поставил палатку и разобрал вещи. После чего поблагодарив китайцев за изобретение JetBoil согрел воды и мы попили чаю. Костер постепенно разгорался, мы покушали, потравили байки, Олег сходил за рыбой и мы легли спать.
Утро нас порадовало солнцем! До этого постоянно шли дожди, и вот специально для нас вышло солнце! Я выбрался из палатки, пнул ледяную поганку, сходил за водой и развел горелку. Утренний кофе помог согреться и придал сил для разведения огня. Все еще спали, но это было неудивительно - я уже привык в походах вставать раньше всех. Когда котел начал закипать, я поднял Олега и Леню и мы приготовили себе завтрак. В процессе приготовления мы пособирали байдарки, собрали лагерь и на удивление без торможения четко в 11.30 утра мы начали уже выходить на воду!
Воды было много, она была точно холодной и потому особо проблем в начале маршрута даже и не предвиделось. Мы неспешно встали на весло и пошли себе по течению. Несколько поворотов и перед нами мост бывшей узкоколейки, по которому сейчас люди ездят на машинах в деревни! Тут то мы и поняли, что Навител дорогу знает не ту, потому что по нормальной дороге ездят на дорогих иномарках! И именно она и была у нас перед глазами! Мне рассказывали про этот мост и про газопровод, но ночью мы его просто не нашли! Видимо где-то надо свернуть было! Ну да ладно - добрались без ЧП и хорошо!
Впереди еще какое-то время было тихо и пусто, но вскоре показалась деревня Волоцкая. Сиротские домики сразу заставили задуматься о том, что я где-то не там работаю и очень непонятно сколько же нужно зарабатывать, чтобы себе такие домики строить! В общем пока мы водили жалом по сторонам уже и деревня к концу подходила, а точнее туда, где еще в советах дачи строили. Домики попроще, понтов поменьше! Даже и пофоткать не успел толком! Где-то среди деревни нас ждал даже порожек. Сначала куча палок веток перегородила путь и мы думали, что придется обносить, но Лёня пробурил нам тропинку и первым через этот порожек прошел. Он нас заверял, что мы вряд ли пройдем его и можем зацепить килем, но мы с Олегом переглянувшись покрепче взяли весло и все спокойно прошли!
Дальше населенки не предполагалось довольно долгое время и река сузилась. Стали постепенно появляться завалы, бревна, и различные препятствия. Как-то сразу стало веселее все и даже какой-то азарт появился, когда мы несколько препятствий смогли проползти без обносов! Договорились, что будем пробовать вообще не обносить ни разу и как-то стараться маневрировать, всеми правдами-неправдами, но все же проходить!
На одном из поворотов Лёня сообщил, что у него спускает байдарка. Это было неприятно и немного не в тему, потому что шли очень бодро! Все оказалось проще - пока мы перепрыгивали через очередное бревно, Лёня зацепил клапан одного из баллонов и он спустил! Ограничились тех.стоянкой, подкачкой баллона и пошли дальше! Примерно к тому моменту мы прошли всего 6 (!) км, а эмоций было как будто все 26! Очень здорово шел маршрут!
Впереди шли одно препятствие за другим, мы проползали то под одним бревном, то перепрыгивали через другое, то втискивались в ручьи по 30 см шириной, то ломали ветки, то совершали маневры на месте, но все равно не обносили препятствия! Сто тысяч раз порадовались тому, что мы идем на одиночках! Практически каждые 200 метров, но было что-то интересное!
Вскоре показался мост железной дороги! Это была наша первая контрольная точка! Значит не так далеко осталось до стоянки! Чуть больше половины намеченного на сегодняшний день мы уже прошли! Как оказалось перед мостом метров 300 идет каменная гряда - мы сначала не поняли откуда вообще среди песчаных берегов и болот столько камней, но после увидели мост! Под мостом особых препятствий не обнаружилось, но зная о всяких гвоздях, арматуре и прочей опасной для байдарок хрени, мы все же прошли мост чисто на течении реки, чтобы увернуться, если что-то увидим.
А вот дальше моста стало еще веселее - завалы стали злее, деревья массивнее и даже пришлось однажды топором рубить ветку, чтобы мы смогли перепрыгнуть через бревно. Так как у меня самая длинная байдарка, то мне пришлось тяжелее всего, но все равно мы втроем смогли справиться и с этим бревном!
Впереди мы еще без особых проблем прошли 2 автомобильных моста, несколько завалов и на одном из поворотов Олег вышел на берег почему-то с головой в реку! Берега обрывистые, лодку особо не причалить и как-то он так умудрился из нее выйти целиком в воду! Я к тому времени был за поворотом - только всплеск воды и эмоций слушал!!! На всякий приготовился вещи ловить, но Олег молодец - сам в воду, а вещи все на месте!
Еще через несколько поворотов начались поляны, на которых проводят турслеты. А значит дров нет, а мусор есть! Мы не стали там останавливаться, а прошли дальше и встали на самой крайней поляне, где еще дымился костер и лежал небольшой запас дров! Пока Олег ловил рыбу, я пособирал дрова, Лёня занялся костром, а я пошел ставить палатку. На ужин у нас был борщ! Специально под него мы брали с собой сметанку! Мы сварили целый котел борща и ели его еще весь будущий день! Очень он удался! В этот вечер мы сидели до глубокой ночи! Небо было ясное - звезд было очень много и под такую романтику мы сидели и рассуждали на различные филосовские темы! Постепенно сон начал брать свое, и я пошел спать!
Утро выдалось пасмурным, Олег продемонстрировал утренний улов, мы свернули лагерь, позавтракали и двинулись в путь! Так как нас всего было трое, то тормозить особо некому было, и мы позволили себе и поспать подольше и чай попить тоже в свое удовольствие! Гнать было некуда - в теории река должна становиться шире, а потому завалов уже не должно быть таких, какие были вчера! Мы встали на весло и любовались красотами!
Впереди показалась база отдыха Сосновка. Давненько же я там не был - очень сильно расстроились! Все гораздо меньших масштабов было с тех пор, когда я там был крайний раз! Хмурые помятые лица отдыхающих с удивлением смотрели на нас, и явно читалось в глазах, что нас считают не вполне нормальными людьми! Но нам было плевать - у нас свой отдых и нас это устраивает!
Буквально через совсем небольшое время впереди показалась Суда. Я еще не был здесь ни разу. Красиво, что тут сказать. Воды в этом году очень много и ее так и не скинули перед зимой - разлив Суды большой. Здесь я на своей байдарке чувствую себя более чем уверенно - теперь 5 метров длины мне как раз на руку. Маневрировать и менять курс трижды на трех метрах не придется!
Дальше мы уже шли просто как шлось! Времени у нас было много, торопиться было некуда и мы лениво шли и беседовали беседы о тех местах, где сейчас проходим! Олег рассказывал про лесосплав по Суде, Лёня про Андогу, а я про усадьбу в Нелазском! В общем кто что знал, о том и говорили! Постепенно погода менялась в лучшую сторону и к тому моменту, когда мы надумали встать на обед, то уже и вовсе начало проглядывать солнце!
Мы немножко собрали дров, подогрели остатки борща, я согрел чая на горелке и мы пообедали! Спешить было некуда, мы отдохнули, прибрали за собой мусор и даже немножко успели посидеть в интернете. Назвали всех тех, кто с нами не пошел, неудачниками и с чувством выполненного долга погребли к мосту, где нас и должна была забрать машина!
Так как на финише нам предстояло сидеть довольно долгий период времени (водитель УАЗика за нами только после смены мог приехать), то я успел вымыть и просушить байдарку, все почистить от песка, полностью со всех сторон прибрал весь походный комплект - в общем, времени не терял. Мы еще раз перекусили, собрали все вещи и даже успели поймать закат! Вскоре за нами приехала машина, и мы вернулись домой ожидать будущий сезон!