Поговорим о
"Дзен в искусстве написания книг" Рэя Брэдбери
Пока я лишь прослушал аудиоверсию этого сборника, но твердо намерен прочитать «в бумаге» и как следует разобраться. Пока же могу сказать следующее: отличное дополнение книги Энн Ламотт
«Птица за птицей». Ламотт разрешает вам писать плохо, а Брэдбери объясняет, зачем это надо. Не исключаю, что те же аргументы только другими словами есть и в первой книге, но достучался до меня именно Брэдбери.
Содержание условно можно разделить на три части, плавно перетекающие друг в друга:
- о Рее Брэдбери;
- о творчестве;
- о роли подсознания в работе писателя.
Первая часть - воспоминания автора о своей жизни и работе, о том, как были написаны те или иные произведения - Фаренгейт, Хроники, Вино: что послужило толчком, откуда взялись идеи, как они менялись в процессе. Не слишком глубоко, но достаточно подробно, чтобы почувствовать атмосферу писательской кухни.
О творчестве - это не столько о том «как», скорее «для чего». Зачем люди занимаются творчеством, зачем сочиняют истории, зачем создают произведения искусства. Мысли автора на эту тему. Больше с точки зрения философии, даже идеологии. Возможно, научно не обосновано, но очень вдохновляющее!
О значительной роли подсознания в своей работе Брэдбери говорит с самого начала. Оно постоянно подкидывает ему какие-то идеи образы, на поверку куда более глубокие и достоверные, чем его осознанные, спланированные сюжеты. Как этого добиться, как выпустить подсознание наружу? Для этого нужно научиться писать бездумно. То есть - расслабленно. Не в смысле лениво, а без ненужного напряжения «мыслительной мышцы». Так музыканты играют гаммы, добиваясь автоматизма, координации, легкости исполнения. Так и писатели должны много писать, чтобы научиться выражать свои мысли без напряжения, не вымучивая сравнений и описаний, вышулушить из речи шаблоны и канцелярит. Наработать ремесленный навык, как музыканты с их гаммами, как художники с набросками. Простая и, в общем, очевидная истина, однако выхватил я ее именно здесь, в сборнике Брэдбери. И это, собственно, мое в нем главное открытие.
Что еще можно сказать о книге? Поскольку это сборник эссе, что были написаны в разные годы, многие моменты и мысли повторяются - ну, то такое. Это ни в коем случае не учебник с заданиями или подробный разбор правил и приемов жанра, как, например,
книга Митты. Просто мысли по поводу, глубокие, неожиданные, интересные. И, разумеется, прекрасный литературный язык, читать на котором отдельное удовольствие.
А еще там есть стихи ;)