Oct 10, 2011 23:26
Всегда приятно хвалить того, кто метким словом или фильмом ругает всех, особенно когда есть за что. Еще приятней собраться и ругать вместе, по очереди опуская в банку с жуками свое божественное око. Взгляд камеры в фильме «Елена» позволяет зрителю наблюдать за всем со стороны, ни разу не погружаясь внутрь происходящего. Человек, который смотрит, сидит в мягком кресле в своей комнате.
Фильм «Елена» мне совсем не понравился. Он скучный.
Но не понравился он мне из соображений, которые не имеют к кино никакого отношения, но имеют отношение ко всему происходящему на свете.
«Елена» - это такая энциклопедия современной русской жизни. Длинное, зеленое мчится через тусклые пейзажи, мелькают мимо будки, бабы, буржуи, гастарбайтеры, гопники, церкви, унылые пригородные дома и проч., и проч. А по длинному зеленому ходят люди-продавцы и продают то, с чем ходят. Звягинцев несомненно предполагал, что зритель будет вдаваться в глубинные смыслы и искать там объяснения и оправдания, но над глубинными смыслами есть еще толща идей и поверхность. А на поверхности лежит повсеместное вырождение или, если хотите, оздоровление нации через вырождение и очень грубое для энциклопедии расслоение людей на категории. Люди безусловно различаются, но такое однозначное деление их на группы по социальному статусу в фильме, который выглядит как некое обобщающее высказывание, смотрится ущербно и примитивно.
Группы такие:
а) бедные, бездарные, ленивые хамы, беспрестанно множащие свое больное семя. Сын, лишенный всякой рефлексии и политеса, ходит по вечерам махаться с гопотой. Мать постоянно ругается с мужем и пьет во время беременности. А муж пьет все время.
б) холеные буржуи, не видящие в жизни смысла, с равнодушием относящиеся к бедным, бездарным, ленивым хамам и с затаенной любовью друг к другу. Множить свое больное семя они отказываются.
Между этими двумя группами мечется героиня фильма Елена, такое олицетворение «природы», «стихии», России. Елена - главным образом Мать. А за Матерью с большой буквы всегда стоит Родина.
А третья группа вообще на экране не представлена, зато прекрасно представлена перед экраном. Это интеллигенция. Она слегка сочувствует буржуям, потому что те, хоть и мудаки, но мудаки страдающие, думающие, в отличие от животноподобных пролетариев. Перед глазами интеллигенции встает безрадостная картина упадка и дегуманизации. А посему неудивительно, что в некоторых рецензиях «господа интеллигенты» «господ интеллигентов» зовут валить из Рашки.
Я не собираюсь утверждать, что этот призыв заключен в самом фильме, я так не думаю, и Звягинцев, судя по многочисленным интервью, такого не думал, но эта реакция публики легко объяснима ограниченной, куцей поверхностью фильма. Люди в действительность делятся не только на быдло, буржуев и псевдоинтеллигентов. В России много бедности, грубости и грязи, так много зла и печали, но с прекрасными людьми разных мастей это можно изменить, а главное, с ними можно жить.
глупость,
кино,
конец эпохи,
морализм,
идеализм,
никто не говорил что нам будет легко