Высшая точка арктической сопки Леви - 531 метр над уровнем моря. А находящаяся не так далеко от Леви Халтиатунтури - 1328 м. Да, Финляндия не отличается высотой гор, но холмы такой величины уже вполне способны сохранять особенную атмосферу ландшафтной возвышенности. Кроме того, среди важных факторов, способствующих идеальным условиям для горнолыжного спорта, не только абсолютная высота, но и протяжённость склонов, и разнообразие профиля, обеспечивающего трассы необходимым ритмом крутизны уклона и плавных пробегов.
Кроме того, в активе Лапландии - изобилие дикой чистейшей природы на сотни километров вокруг, крайне низкая плотность населения, что обеспечивает неповториме чувство "покоя и воли", и при этом, полнейшая безопасность и качество инфраструктуры.
Гондольный подъёмник на заглавном фото имеет протяжённость 2000 метров и находится возле "чёрной" трассы Кубка мира по скоростному спуску. На таких подъёмниках с закрытыми кабинами в Леви можно при желании подниматься и спускаться также без лыж, ради хайкинга по верхнему плато.
Мы как обычно сразу покупаем абонемент Ски-пасс на все лифты на 4-5 дней катания. Готовясь к поездке, я прочитала отзывы о том, что самые приятные и длинные "синие" и "красные" спуски находятся с южной стороны сопки - South Point. Это противоположная сторона от центра курорта и находится она достаточно далеко. Между всеми нижними точками подъёмников курсирует ски-бус, но он платный. Разовый билет 3,50 евро, а если заранее зарядить стоимость проезда в билет на лифты, то получится 2,50 на день.
Мы, конечно, не стали им пользоваться, а поехали в первый день на машине, и сразу поняли сложность такого подхода - привязанность к стоянке, где остался автомобиль, необходимость возвращаться к исходной точке, что не всегда просто, отнимает свободу перемещения по всей огромной сети склонов и подъёмников. Только после подробного изучения карты (за завтраком в апартаментах и за глинтвейном в горных кафе After-Ski) и практическому опробованию всех склонов мы обнаружили идеальный маршрут, который вообще не требует никакого транспорта: прямо от дома в центре (200 метров от двери) есть кресельный подъёмник, который ведёт дальше, чем другие лифты Zero Point, и затем со среднего плато можно спуститься к западным гондолам, а от них - на самую верхушку и перейти на южный склон.
Удобный кресельный лифт поднимает от точки South Point. Синее защитное стекло можно опустить при плохих погодных условиях. Но нам это не потребовалось.
Хорошо видна граница произрастания леса - к полукилометровой высоте сосны встречаются всё реже, а на макушке практически исчезают.
В Леви то и дело встречаются лестные для меня названия кафе и трасс, названные в честь финской горнолыжницы Тани Поутиайнен, чемпионки Олимпиады-2006 в гигантском слаломе.
“Танина” трасса номер 8.4 и правда отличная. Хотя мы открыли для себя ещё более длинный и приятный соседней с ней спуск 8.2.
Солнечным днём на макушке горы термометр показывал +6, в то время как в долине, укутанной морозным туманом, было -20.
Поднявшись наверх никогда не хотелось сразу спускаться. Народ и не спешил, все любовались окрестностями и фотографировались с дежурным спасателем.
Мы с племянницей разрабатываем план дальнейшего маршрута (широкоформатные фото сделаны мужем на смарфон).
После нескольких спусков на свежем воздухе разгорается волчий аппетит. Помимо основательных кафе и ресторанчиков на склонах встречаются и места для самостоятельных гриль-пикников. В юртах всегда топится очаг, возле которого можно погреться и пожарить на огне сосиски.
В сарайчике изрядный запас дров.
Хотя полярная ночь осталась позади, световой день в начале февраля ещё короток. При этом великолепный “сине-розовый час” длится дольше, чем привыкли южане. Солнце медленно склоняется к сопкам. А на востоке уже взошла почти полная луна. Это примерно 15-16 часов. Стемнеет вскоре после 17:00.
Вокруг царит оглушительная тишина. Только изредка слышны хлопки от прыжков сноубордистов и мягко, сочно шуршит снег под лыжами на спуске.
В промежутке между двумя пиками сезонов - после русского новогоднего и до начала местных лыжных каникул - количество народа максимально разряжено. На отдалённых от центрального склона трассах до самого заката местами сохраняется “вельвет” от ночной расчистки грейдерами. Помнится, чтобы застать его в Тахко, который намного ближе к столице, приходилось вставать рано утром.
На скорость мы катаемся только изредка. После первого дня адаптации форма быстро набирается, навык восстанавливается, так что не составляет труда немного полихачить. Но мы приезжаем не за этим. На каждом повороте трассы хочется остановиться и напитаться этим заполярным пространством и воздухом, светом и волей.
Зимняя тоска по цвету полностью исключена - солнечными днями и вечерами насыщенность колористической палитры максимальна.
Капитан предпринял попытку фрирайда, но слегка увяз в сугробах.
И в завершении дня небеса окрашиваются в цвета логотипа “Лапинкульта” - “Золота Лапландии”.