"Савва" - мысли после второго просмотра и отзыв из чужого жж

Mar 15, 2009 12:25

Пока я получала доступ к телу ноутбуку, пока боролась с очередными житейскими задачами, пока переваривала «Гупешку», в ленте друзей выложили замечательный пост, в котором автор проходит по всему спектаклю, указывая его основные болевые точки. Поэтому, да простит мне жж-друг, я, чтобы не повторяться и не суесловить по тем же поводам, выложу его у себя.
Мне бы хотелось поговорить о мыслях, вызываемых спектаклем.
Сразу признаюсь, что при втором просмотре он не произвел того острого и болезненного (в лучшем смысле) впечатления - потрясения. Я занудно расспрашивала подругу, с которой ходили в прошлый раз, подозревая, что этот феномен - личная заморочка. Нет, сходно. «Зато теперь легче обдумывать». Возможно…
А богоборчество - от лукавого… Бунт Саввы - бунт сильной личности, подыхающей от пошлости, скуки и лжи. Ни одного искреннего и страстного чувства, ни одного искреннего и страстного человека. (Ирод - единственный, способный на поступок. На взрыв, на грех и личную кару за него.) Ежедневное и ежечасное напряжение нервов человека, которому некуда себя применить, который не научен любить, жалеть, сострадать. А кто из них - персонажей - научен? Липа, томящаяся о чуде? А томиться о чуде и изнемогать (просто оргазм какой-то) от счастья его обретения, от любви к человечеству (под деловитые обсуждения «добрых и хороших людей», добивающих брательника - Савву ногами, да все больше по голове), куда проще, чем помочь реальной беременной бабе - тягловой коняге, везущей на себе весь дом.
А мечтать о взрыве, о буче, о фитиле в бочке, на которой с кайфом сидишь и играешься с ребятишками, чтобы время убить, куда проще, чем заняться делом.
Персонажи, как можно понять из вышесказанного, вызывают глухое раздражение. ВСЕ. Пустотой, пустым бунтарством (припоминая близость чудесной заварушки, перевернувшей страну с ног на голову на долгих…), когда лишь бы разворошить, лишь бы кровь-огонь-смерти, зато веселуха и скуки никакой (выживай знай, не до томлений и скучаний), фальшью, бессмысленностью, пустыми умствованиями…
Единственный теплый персонаж - послушник. Вот в ком душа пока живая и светлая. И бежать бы ему, бежать…
Никого не жаль, все достойны своей судьбы. И Бог к этому имеет косвенное отношение. Кстати, Савва может еще беситься оттого, что кто-то имеет иллюзии - веру во что-то, а он - пуст абсолютно. Ни веры, ни любви, ни жалости… Ни-че-го… Может только комплекс сверхчеловека - «тварь дрожащая или право имею», но Раскольников хотел себе доказать второе, а Савве доказывать себе не надо, он сразу уверен, он ни в чем не сомневается.
Странный итог второго просмотра Саввы.
НаписАла и поняла, что спектакль сильно зацепил. Я бы еще раз посмотрела. Только сократить бы… мучительные длинноты… Ничего нового зрителю не говорящие, при всем уважении к качеству текста.

Отзыв kira_net:

"Рисунок спектакля уже готов. Интересный и целостный. Несколько коротких дилетантских замечаний.
1. Я бы урезала пояснительные реплики. Ей-богу понятно, что Вася улыбается чему-то своему, а Сперанский прям и бледен. Много текста. Путает, сбивает с толку, не помогает рисовать картинку, но мешает излишней детальностью.
2. Нужно что-то делать с руками Липы. Такая жестикуляция от лукавого.
3. Сперанский хорош в своем голосе. Не нужно натянутости в интонациях и чужих модуляций. Иначе напоминает пародиста Грушевского.
4. Тюхе следует понаблюдать за пьяными. Пока его персонаж не похож на сильно выпившего. Ненатурально.
5. Отец Кондратий не позволяет поверить в торжество антицерковности. Если в этом замысел. Мелок. Много криков (впрочем, как и во всей постановке: нужно сокращать надрывность, отпугивает зрителя) - мало понимания.
6. Савва - хорошо, но только до момента выхода из себя. Здесь оправданность теряется, начинается суета и мелкая жестикуляция. После антракта реплика не должна искусственно ускоряться, как слышанная раньше. Важно сохранить тот же темп. Простой повтор, не проскакивая.
7. Ирод - наверно, лучший. Продуманный и точный. Только его затянувшееся тыканье в стенку угнетает. Нужно разнообразить. Кроме того, из-за недостатка света на сцене зритель лишается удовольствия наблюдать за нюансами мимики, которая явно богата.
8. Сперанский должен опасаться соблазна комиковать. Этот спектакль не может вызывать смеха. Смех должен замерзать.
9. Тропинину лучше подбавить «тела». Его подробная обработка движений головы хороша, но жесты, походка и повадки, характерные для более массивной конституции, иногда смотрятся немного комично.
Вообще нужно еще раз просмотреть текст. Возможно, что-то урезать. Пока есть затянутости и в первом, и во втором актах. Особенно в первом. Много неоправданного шума. Нужно проработать пошагово роли Кондратия и Липы - очень важных персонажей. До возникновения понимания, чувства героя.
То, что каждый персонаж постарался найти характерный жест, особенность, - хорошо, но нельзя допускать кочевания этих черт к другим. Так, похвальное хмыканье Ирода не может зеркально проскальзывать и у Сперанского, и у Тропинина.
В целом спектакль получился о скуке жизни. Один от этого запьет, второй бросится за истиной к мертвецам, третий займется химией, следующий решит бездеятельно жалеть ближнего. И в большинстве - нет в этом никакого протеста. Ни антицерковного, ни прореволюционного. Скука, точно саван. Все морок и греза."

театр

Previous post Next post
Up