Руки и матки

Nov 09, 2010 12:21

И снова я со своей археологией :) Если вас заиппало - скажите, я постараюсь поменьше, просто меня очень прет от всей этой инфы и хочется делиться :)

------------Chapter I--------

Вчера olenkanikolenko выложила ссылку на фотографии с сюрприз-пати в честь kieran_midnight (с прошедшим, кстати! сорри, я поздно узнал:). И я увидела на стенах квартиры отпечатки рук... Странное совпадение, но за час до этого лектор одного из курсов рассказывал нам о найденных на стенах поселения Чатал-Хююк (Çatalhöyük) отпечатках маленьких рук (детей ли, женщин ли)... Фотографии на известных сайтах я, увы, не нашла - видимо потому, что наш лектор сам был на раскопках в 60-ых и показанную нам фотографию сделал сам. Присутствовавший на раскопках турок-мусульманин очень удивился и потащил нашего Зака к себе домой (он жил неподалеку).
- Смотри, мои дети сделали то же самое на стенах нашего дома! Это ведь мусульманский символ, как же он оказался в поселении 8-6 тысячелетия до н.э.???
А символ-то не только мусульманский...


Правильнее было бы сказать, что сейчас он очень такой семитский. Иудеи пользуются им повсеместно, пятерня стала восприниматься отличительным знаком Израиля наравне с "маген-давидом" (хотя он тоже исконно иудейским не является, но об этом как-нибудь в следующий раз).

Называется она "хамса" (что значит "пять")
Выглядит вот так например:

у мусульман


В исламе хамсу также называют «Рукой Фатимы» по имени единственной дочери пророка Мухаммеда, которую также связывают с многими чудесами, например, с вызыванием дождя. Говорят, что однажды Фатима помешивала еду на огне, а ее муж Али вошел в дом с девушкой, на которой он только что женился (мусульманину разрешается иметь до четырех жен). Фатима, пораженная горем, уронила ложку и продолжила помешивать еду рукой, не обращая внимания на боль. С тех пор ее рука стала символом терпения и веры. Хамса также считается символом пяти столпов ислама*

*пять столпов ислама: Вера, Молитва, Праведность, Пост, Паломничество

у иудеев


В иудаизме хамса известна как «ЯД ХА-ХАМЕШ» («Рука пяти») или «Рука Мирьям», по имени сестры Моисея и Аарона. Хамсу также связывают с пятью книгами Торы*

*пятикнижие: В начале (рус.-Бытие); Имена (рус.-Исход); И воззвал (рус.-Левит); В пустыне (рус.-Числа); Слова (рус.-Второзаконие)

На ней пишут молитвы и благословения (такие как "тфилат а-дерех" - "дорожная молитва" и "брахат а-байт" - "благословение дома"). Часто она синего или голубого цвета (считается, что голубой цвет защищает от дурного глаза), также на неё наносят такие символы как глаз, рыба или все та же звезда Давида.

И кстати, она не всегда симметрична:


Но самое интересное как раз в том, что символ - очень древний и распространенный повсеместно в разных вариациях.
Как я уже написала в самом начале, отпечатки рук нашли на стенах поселения 8-6 тысячелетий до н.э. О его символическом значении в то время и в том месте до сих пор ничего точно не узнали, но есть теория, что уже тогда Богиня-мать была почитаема. А кто у нас Богиня-мать? Имен у неё много, в каждой древней мифологии - своё. Но. Как известно - это "кочевой образ". Одним из самых известных и древних имен-образов Богини-матери является Иштар (Астарта) - это шумерско-аккадская мифология. Это приводит нас вот к чему...
Доподлинно известно, что такая же пятерня была символом богини Танит* - покровительницы Карфагена - в 5-ом веке до н.э.

*Tanit was a Phoenician lunar goddess, worshiped as the patron goddess at Carthage where from the fifth century BCE onwards her name is associated with that of Baal Hammon and she is given the epithet pene baal ("face of Baal") and the title rabat, the female form of rab (chief). Tanit was worshiped in Punic contexts in the Western Mediterranean, from Malta to Gades into Hellenistic times. In North Africa, where the inscriptions and material remains are more plentiful, she was, as well as a consort of Baal Hammon, a heavenly goddess of war, a virginal mother goddess and nurse, and, less specifically, a symbol of fertility. Several of the major Greek goddesses were identified with Tanit by the syncretic interpretatio graeca, which recognized as Greek deities in foreign guise the gods of most of the surrounding non-Hellene cultures.
Her shrine excavated at Sarepta in southern Phoenicia revealed an inscription that identified her for the first time in her homeland and related her securely to the Phoenician goddess Astarte (Ishtar).One site where Tanit was uncovered is at Kerkouan, in the Cap Bon peninsula in Tunisia.

Вот мы, казалось бы, и нашли Иштар :)

Но есть одна нестыковочка.
Чатал-Хююк находился в древней Анатолии (Малой Азии). В малоазийской мифологии имя-образ Богини-матери - Кибела (запомните это имя, я к нему вернусь во второй части поста)

Так что же означали отпечатки ладоней на стенах Чатал-Хююка, черт побери?

Кстати, пока я гуглила разное на тему пятерни, обнаружила что это еще и символ джайнизма.
Вот:



Рука с колесом на ладони символизирует джайнский обет Ахимсу, значащий «ненасилие». В центре - слово «Ахимса». Колесо, называемое дхармачакрой, является символом непрекращающегося круга рождений и смертей (самсары).

Натыкалась я на упоминания пятерен и в зороастризме, и в эллинском язычестве (в частности как на один из символов Афродиты).
Немало отпечатков рук находили археологи рядом с наскальной живописью. Впрочем тут сложно - считали ли древние это символом божества, оберегом ли от сглаза и злых духов или просто осваивали рисование красящими веществами? :)


Вопросов много, ответов мало - в этом вся археология...

------------Chapter II--------

Пока я копала инфу по теме все того же Чатал-Хююка, обнаружила очень интересную вещь.
Удивительно, что не замечала этого раньше... Помните про Кибелу - Великую Мать?


В моей любимой книге "Таис Афинская" был в частности описан храм Великой Матери, Кибелы. Да, я помню, роман художественно-исторический, но я имею все основания доверять Ивану АнтоновичуЕфремову как ученому, чуть больше чем википедии :)
Данное ниже описание взято из книги, а не из какой-нить ученой статьи, но еще в предисловии Ефремов сообщил, что оно совершенно точное, взятое им из соответствующих источников.

Скудно освещенный проход вел в храм никогда не виданной Таис обстановки. По обе стороны прохода широкие кирпичные скамьи были густо усажены настоящими рогами исполинских быков - туров, изогнутыми круто, со сближающимися вверху вертикальными концами. Квадратное низкое помещение святилища в простенках между грубыми полуколоннами из красной терракоты украшали великолепно исполненные головы быков из камня или глины с настоящими рогами. Рога бычьих голов на западной стене торчали вверх по-турьему, на северной - были загнуты вниз, а на восточной - широко расходились горизонтально-волнистыми остриями, как у диких быков Месопотамии. Странное, зловещее, даже пугающее впечатление производило это святилище незапамятных времен. Огромные рога торчали повсюду: на невысоких квадратного сечения столбиках и длинных скамьях, затрудняя передвижение по храму. Контурные фрески красной охры обрисовывали бычьи фигуры на ближайших к входу стенах. Между головами быков были прикреплены слепки женских грудей кроваво-красного цвета, в соски которых зачем-то вставили клювы черных грифов или оскаленные черепа куниц. За первым помещением находилось второе, меньшее, с остроконечной нишей в северной стене. Три рогатых бычьих головы, вертикально расположенные одна над другой, увенчивались фигурой богини, парящей над ними, широко раскинув руки и ноги. По обе стороны ниши чернели два прохода.
Рога чем-то тревожили Таис, и вдруг яркое воспоминание осветило ее память. Те же символы, только каменные, увеличенные до титанических размеров, отмечали священные места на Крите. Афинянка видела на одной из хорошо сохранившихся фресок изображение святилища, очень похожего на то, в котором она находилась сейчас. Там тоже рога разных размеров отгораживали какие-то отделы комнаты жертвоприношений, изображенной на фреске. Но здесь натуральные рога диких быков казались особенно зловещими и в силе впечатления не уступали исполинским каменным рогам, вздымавшимся из-под земли на Крите. Для Таис стало совершенно ясной глубокая связь древнейшей религии Великой Матери в Азии и веры ее предков на Крите.

Везде и всюду бычьи рога? Святилище Великой Матери Кибелы? Богиня плодородия?
Взгляните-ка на обстановку святилищ все в том же Чатал-Хююке:



А теперь я вас совсем убью:

Из книги Марии Гимбутас "Цивилизация Великой Богини: мир Древней Европы"
"...эзотерическим символом утробной регенерации можно считать бычью голову или череп (букранию). Сходство между букранией и формой женской матки в сочетании с фаллопиевыми трубами было замечено художницей Д.Кэмерон, когда она вместе с Дж.Меллартом работала на раскопках Чатал-Хююка. (рис. 7-35).

Это можно рассматривать как вполне возможное, хотя и эзотерическое объяснение важной роли данного мотива в символической системе Древней Европы, Анатолии и Ближнего Востока. На некоторых антропоморфных сосудах в том месте, где должна находиться матка, изображена воловья голова (рис. 7-36). Некоторые сведения о символической роли бычьих голов можно почерпнуть из настенных росписей Чатал-Хююка. На многих из них букрания либо изображена прямо на теле Богини в том месте, где должна быть матка, либо расположена прямо под изображением Богини в обличии лягушки." (стр. 269)



Ну откуда же, черт побери, эти чатал-хююкцы знали как выглядят женские половые органы?! А если не знали - то почему " букрания изображена прямо на теле Богини в том месте, где должна быть матка"(с)?!

У меня восторг от всех этих переплетений! Может я уже нашла себе тему для диплома? Мифология и символизм? Черт, как же это интересно!
И не надо вспоминать мне тут профессора Ленгдона :)

книги, цитата/кросспост, археология

Previous post Next post
Up