"Мачеха" (1973)

Apr 03, 2019 20:11

Тот случай, когда хорошо, что кто-нибудь ткнет носом убедительно посоветует, - спасибо, vare4ka70! Раньше фильма этого не видела, и - начни сейчас - сразу бы выключила, на титрах же, - из-за ансамбля балалаек. Музыка - увы, хотя, может, к жизни тогдашней деревни и подходящая.



(Еще больше резанула григовская песня Сольвейг, звучащая в жилище бедной умершей женщины, готовой ждать своего Пер Гюнта вечно). Но уже через несколько минут абстрагировалась от балалаек и изо всех сил начала сопереживать героине. Не фильм, а просто психологический кладезь - как справиться в ситауции. Ситуация, если кто не знает, такова, что на голову молодой матери двоих маленьких детей сваливается еще и третий ребенок, старший - дочь мужа, о кот. никто и не подозревал. Ребенок очень трудный, что неудивительно, девочка только что потеряла мать. Героиня - молодая Доронина (никогда она мне не нравилась, до этой роли!, правда такая исключительная голливудская красота как-то не очень вяжется с образом деревенской доярки, но не в этом дело) из кожи вон старается успокоить и нормализировать травматизированного ребенка и делает это просто восхитительно. Что же она слышит со стороны мужа, кот. девочке, между прочим, родной отец?!
- Дура, ты, Шура! - это надо воспринимать как скупое проявление нежности...
Сам понятия не имеет что делать с этой дочерью, с какой стороны к ней подступиться и как с ней общаться. Зато пилит жену, что она шуткой-улыбкой пытается отогреть ребенка, даже тещу - ярую противницу девочки - цитирует, оскорбительнейшим образом: "легонький умок", т.е. по сути еще раз обзывает жену дурой, только на этот раз уже без нежностей. Вишенка, как грится, на торте - имитация ухода травматизированного тяжелой домашней обстановкой мужа, - де не может больше:) До этого смотрела с комком в горле, над сценой ухода была готова хохотать.
Вообще я очень люблю советские фильмы 70-х. 60-е мне "рановато", с 80-х начинает решительно падать качество, чем дальше, тем больше, а вот золотые 70-е - самое то. Наверное, все-таки родом из детства - все без исключения. Люблю всматриваться в детали быта, дивиться - как сильно изменилась с тех пор жизнь...
Но что совершенно добивает во всех этих фильмах без исключения - гендерные стереотипы. Нет ни одного, где женщина не должна была бы "бороться за свое счастье", кот. которЫЙ будет называть ее при этом дурой. Вот это то, от чего у меня сегодняшней (да и тогдашней, наверное) волосы дыбом встают. Он как капризный ребенок будет хлопать дверью, а она - беленький халатик в сельпо покупать, чтобы внимание его реанимировать. Понимаю, что он ведет себя в полном соответствии со своим происхождением и социальным статусом, но все равно (кстати, в кинематографе этого времени и другие соц. статусы ведут себя не иначе). Даже затрудняюсь для себя решить, что чудовищнее: немецкий феминизм, кот. и правда, может принимать отвратительные формы, или эта советская вспепрощенческая "женская мудрость"?
Речь тогда в комментах зашла о духовности: что вымороченной и насквозь "придуманной" Тарковского в то время противостояла подлинная, человеческая, имя которой доброта. Я, конечно, очень хорошо понимаю людей, у кот. при слове "духовность" рука тянется к пистолету, сама в большой степени с ними, но в этом фильме той "духовности" не увидела, душевность, благородство души - да. А еще, что под конец падчерица стала мачехе более близким человеком, чем муж. И это в каком-то смысле даже печально.
Какие фильмы этого периода вы любите? Напишите, кому не лень! Может, есть какие-то первоклассные шедевры, о кот. я и понятия не имею...

кино

Previous post Next post
Up