Я точно знаю, что делала уже пост об этом (или хотела?!), почему сейчас не могу его найти - не знаю. Проще, наверное, новый написать, чем старый разыскать (и это при том, что тэг "Сиена" не самый необъятный). Но фрески таковы, что "повторить" их - явно не во вред, а только на пользу. Из внутреннего дворика здания, где сейчас распологаются ратуша и музей:
Сюжеты фресок на этот раз не религиозные, а светские, что является скорее редкостью. В этом их особенность. В музее шесть залов в общей сложности, но фотографии, как всегда, выборочные. На этот раз мало. Ведь там у меня было чувство, что все это я уже "знаю и видела".
Зал Бальи, Спинелло Арретино (13 фресок выполнены Аретино вместе со своимм сыном в 1407-1408 годах), Возвращение Папы Александра Третьего в покорившийся ему Рим:
На противоположной стене битва при Пунта-Сан-Сальваторе, она огромная и это только один из маленьких фрагментов:
Еще одна батальная, Липпо Ванни, Битва при Валь-ди-Кьяна:
Принято ругать популяризацию искусства, когда фрагменты растаскиваются на открытки, значки и платки, но иногда это даже может быть хорошо. Теперь все знают кондотьера Гвидориччо да Фольяно, осаждающего замок Монтемасси, изображенного на фреске, которую приписывают Симоне Мартини (1330). Считается, что это чуть ли не первый пейзаж в средневековой живописи:
Ну и, пожалуй, самый знаменитый зал Девяти с фресками Амброджо Лоренцетти, Аллегории хорошего и плохого правительства) следователь добрый и злой:) Мудрый правитель, в окружении таких добродетелей как Справедливость, Воздержанность, Великодушие, Разум, Милосердие, Вера и Надежда:
Под его руководством город наслаждается мирной и благополучной жизнью)
То же самое касается деревни:)
Дурной правитель представляет собой зеркальную противоположность: Скупость, Тщеславие, Жестокость, Распутство итд., итп., - признаки его правления. Мало того, что на голове у него рожки, некоторые (не исключая авторитетного sibeaster) усматривают в его лице черты сходства с... Тут каждый самостоятельно может всмотреться в это лицо. Я, н.пр. вижу в нем Ангелу Меркель.
Фрески (особенно с изображением дурного правления) сохранились плохо, поэтому поверьте на слово:
"Входивший сюда первым делом видел западную стену - «Город под властью тирании» (распространенное название «Плоды дурного правления» - позднейшее изобретение). Как у Данте его «Божественная комедия» начинается с «Ада», так и здесь царство темных сил предвещает далекое, но неизбежное торжество справедливой республики.
Слева вверху парит Страх с занесенным мечом. Сидящую на троне Тиранию с вампирскими клыками окружает дьявольская троица: Алчность, Гордыня и Тщеславие. Сидят в ряд шесть Пороков - в той же мере социально-политических, как и индивидуальных: Жестокость (в задумчивости душит ребенка), Предательство (с полубарашком-полускорпионом на коленях), Обман (с крыльями летучей мыши), Ужас, Несогласие, Война. Все наглядно, как в латиноамериканских телесериалах, иначе говоря - как в жизни. Обличия и действия неприятные. Ужас и вовсе не вполне человек, что правда. Несогласие пилит себя пополам двуручной пилой: ножовкой было бы куда удобнее, но нерадивость проявляется даже в выборе орудия самоуничтожения.
У ног всей этой шайки лежит связанное Правосудие. В общем, авторитарный режим с подавлением гражданских свобод. Вокруг - результаты: и в городе и в контадо (окрестных землях) разгул бесчинства. Разрушены дома, на улице валяется труп, солдаты тащат женщину. В деревенской части единственная заметная деятельность - поджоги. В городе единственный человек, занятый трудом, - оружейник: производителен лишь военно-промышленный комплекс, все прочее - сплошное разорение.
Переведя дух и повернувшись направо, посетитель видел короткую северную стену - «Аллегория доброго правления».
На троне - слева фигура Правосудия, над ней - Мудрость, под ней - Согласие. Справа - Общественное Благо (оно же Коммуна): седой благообразный мужчина вдвое крупнее всех остальных. Над ним парят Вера, Милосердие, Надежда. По сторонам сидят шесть Достоинств: Мир, Стойкость, Благоразумие, Великодушие, Умеренность, Правосудие (второй раз, от повтора хуже не будет) - все женщины. Самая выразительная фигура - Мир: если остальные чинно сидят, держа спинку, то тетя Мир развалилась вольготно на подушках, задумчиво глядя в пространство, не скрывая под тонким платьем соблазнительных грудей и живота. В общем, ясно, для чего нужен мир.
Совет Девяти входил на заседания в дверь, которая размещалась под фигурой Правосудия, садился на приподнятую сцену под «Аллегорией доброго правления». Так что посетители глядели на олицетворения Достоинств над головами советников, и самому глупому было понятно, куда он попал и что его ждет. Наглядность предельная: скажем, большой плотницкий рубанок в руках Согласия - чтобы не только символически состругивать разногласия, но и практически выравнивать граждан путем прогрессивного налогообложения". (П. Вайль, Слово в пути,
https://unotices.com/book.php?id=123366&page=61).
Сиенская волчица:
Кому интересно подробно и профессионально:
https://sibeaster.livejournal.com/179355.html.