Прервусь со Флоренцией, дневник так дневник. Муж вчера объявил, что неплохо бы сходить на камерный концерт. Надо сказать, что в нашей таракани есть свое "музыкальное общество", которому удалось выстроить свою серию (или политику?): приглашают только очень хороших, с интересными программами, в общем, залов пустых не только не бывает, но самый настоящий ажиотаж, и это все вокруг камерной музыки, которая изначально на такое не рассчитана.
Пообещал струнное трио, - хорошо (почему бы не трио, уже неделю тому назад в Мюнхене слушали), Тима вначале согласился, в последний момент попытался увильнуть (я предполагаю, что он в наше отсутствие дома занимается какой-то ерундой, может, смотрит порно?), но ему твердо было сказано идти с нами. Идти ему пришлось в прямом смысле. Открыв гараж он вспомнил, что велосипед его стоит в школе, с начала января. Безобразие, но пешком у него занимает времени - чуть больше, чем мне на велосипеде, - 15-20 минут. Всякий раз, по дороге на вечерние концерты, думаю о том, что пора бы как то совместить концертный аутфит с велосипедным, в чем-то уже преуспела, но мне нужны черные "концертные" кроссовки) Хотя в принципе, каблуки велосипеду не помеха.
Билеты - дороже моих полетов в Испанию. На странице общества помечено, что концерты эти возможны благодаря очень щедрым пожертвованиям (значит, даже при таких ценах на билеты шкурка не оправдывает выделки?!). Места не пронумерованные, поэтому приходить надо бы пораньше, но мы, разумеется, - в последний момент. Из-за чего места остаются только в последних рядах, потом и они кончаются. Зал переполненный. Иногда меня удивляют жители этого города, они опять умудрились разобрать всех собак из приюта (Нико взяли!, мою любимую овчарку... Устроила из-за этого дома трам-тарарам, так хотела, чтобы он жил у нас, да пока пререкались - поздно, теперь гуляю с акитой Тайсоном), и раскупить концерт камерной музыки. Организатору пришлось велеть ставить дополнительные стулья в зал (под ворчание мужа, что это де противоречит всем правилам пожарной безопасности). Главный организатор всегда присутствует лично, и все его прекрасно знают.
В зале каждое второе лицо знакомое, есть несколько друзей (но и "врагов" не меньше:)), Тима пришедший в последнюю минуту, ужаснулся: "Они все здесь, все эти люди, какие они "аррогант", как по-русски аррогант?"
- хм? аррогантные. Наглные и высокомерные.
В прогамме оказалось не трио, а квартет (он по ошибке посмотрел на прошлогоднюю страницу), по мне квартет - так и еще лучше.
Franz Schubert:
Streichquartett a-Moll op. 29/1 "Rosamunde"
Leoš Janáček:
Streichquartett Nr. 1 (1923)
"Angeregt durch Tolstois Kreutzersonate"
Ludwig van Beethoven:
Streichquartett B-Dur op. 130
mit Großer Fuge op. 133
На сайте квартета, как и положено, приведены самые превосходные степени. Выпустили десяток дисков, также со знаменитостями (каковым стал Нильс Менкемайер н.пр.). Профессионально квартет выглядит на хорошем уровне, все у них в порядке, - "выдающееся явление музыкальной жизни" и пр. При этом первая скрипка откровенно фальшивая. А раз так, то все - слушать большое не могу. Шуберт, первая часть, катастрофическая. К несчастью, я хорошо ее знаю, Тима лет 5 тому назад готовил ее к камерному курсу ("А я-то думаю, откуда я знаю все эти пассажи":), - сам бы и не вспомнил, что ее играл). Сказал, что нарушен весь балланс, я так хорошо не слышу (больше грязь). Все думаю, куда ему с таким слухом?! Слух феноменальный (лучше, чем у Машки). Но для профессионального виолончелиста ему не хватает выносливости и концентрации.
Яначек - наиболее благополучный. Можно скрипеть, и выдавать это за индивидуальную концепцию. Да, в Яначеке хорошо подчеркнуть 20 век. Очень интересно слушать эти "яначевские рассказы". Квартет этот раньше не знала, программку в зале теперь не читаю (буквы стали малы), только сейчас увидела, что как-то связан с "Крейцеровой сонатой".
Играть бетховенский квартет с фугой?! Не знаю, не уверена, в конце концов, он написал другой финал, и уж вопросы формы были для него важнее многого. Современники, включая критиков, фугу "не поняли", будто она прозвучала по-китайски. Можно, конечно, сказать, что Бетховен заглянул далеко вперед и сейчас можно играть с фугой, но стоят два разных опуса. Похоже на вымороченный концепт, так и играли - псевдо-интеллектуально.
Думала, что недостающий финал квартета сыграют на бис, было бы кстати. Но нет - Шуберт, обработка песни, "Ты мой покой". Кстати, удачная обработка. Сделал альтист, он мне из них больше всех понравился, но тут же было сказано, что квартет нельзя делить на людей (инструменты).
Публика эта считает своим долгом устраивать театр вместо овации, так что квартет даже удивился. Примариус поблагодарил "особенную публику, какую редко встретишь", - музыканты теперь должны быть признательны слушателям за внимание:) Эрик Шуманн (Шуманн-квартет) тоже это сделал, разница лишь в том, что они действительно отлично играли, год назад. А эти...
Биографии вполне благополучные, но работают все на 10 работах. Кажется, это стало уже нормой. И еще: если кто-то раз попал "наверх", снять его оттуда уже невозможно. Неважно как играть - мнящие себя знатоками будут топать, хлопать, свистеть (от восторга) и заходиться в криках браво. Раньше много об этом думала, сейчас как-то перестала...