Из 37 картин Вермеера 9 связаны с музыкой, на них изображены инструменты: четыре верджинала, клавесин, лютня, флейта, две виолончели, гитара, контрабас... Практически на всех из них (кроме "Девушки, сидящей за верджиналом") - картины на стенах, а иногда и не по одной
(выход в другое измерение или преодоление закрытого пространства маленькой комнаты?).
Немного "общих мест": прожил 43 года, умер в бедности, это сейчас его картины считаются самыми дорогими в мире. "Девушка, сиюящая за верджиналом", при том, что авторство оспаривается, ушла в частную коллекцию за 24 с лишним миллиона.
"Бокал вина" (ок. 1658-1660):
"Прерванный урок музыки" (1660/1661):
Тут даже не ясно что за инструмент, теория?) (и что за картина на стене - тоже не понятно!)
"Урок музыки" (1662-1665), второй картиной тут зеркало притворяется):
Искусствоведы пишут, что инструменты (как в принципе и картины на стенах, и другие предметы) имеют аллегорическое значение... Наверное, зачем спорить. Но эротику я бы исключила, она кажется в этом контексте неуместной. Разве что, там где парочка - "учитель-ученица". Здесь карта, причем довольно отчетливая, чего нельзя сказать о других.
"Лютнистка у окна" (1664):
Занимались ли дети художника музыкой? Наверное, тогда это было принято. Да! Детей было 15) Четверо не выжили, но 11 все равно остаются. Нет, не возможно... Даже если двое одновременно занимаются - уже дурдом, а 11, да хоть 5!
"Концерт" (1665/1666, в 1990 году была украдена, райский пейзаж - на крышке клавесина):
Тем не менее, считается, что художник писал этих музыкантш со своих дочерей, особенно вирджиналисток.
"Девушка с флейтой" (приписывается, 1665/1670):
Да и музыка тогда была совсем другая. У аллегории в руках труба.
Аллегория Живописи, ок. 1666-1668:
Только здесь - ни окна, ни картин... Может, поэтому авторство подвергается сомнению?
"Девушка, сидящая за верджиналом" (приписывается, 1670):
Для овладения инструментом еще не требовалось многочасовых занятий, не было "конкуренции")
"Гитаристка" (1670/1672):
И верждиналы, клавесины, лютни и гитары - звучали в домашнем кругу для удовольствия.
"Дама, стоящая у верджинала" (1673-1675):
"Дама, сидящая за верджиналом" (1673-1675, считается последней работой):