С возвращением на пароме на Мальту день еще не кончился. Воскресенья вечером я решила попытать счастье с собором - попасть на службу. Информацию о том, в котором часу она проводится, искала днем с огнем: в сети, в проспектах из тур. информации, на стендах рядом с собором... Было ясно, что они ее сознательно утаивают.
Для туристов вход - 15 евро (это все-таки преувеличение, но раз народ платит, то "почему бы и нет"), а служба исключительно для местных верующих. У меня был план прикинуться верующей, но как узнать во сколько служба? А исключительно опытным путем. На всякий случай пристроилась за местными, семьей с коляской, вошла... Охранник глаз с меня не сводил, но выставить все-таки не решился, даже нехотя разрешил сесть в последнем ряду (ноги после острова Гозо и вообще всех предыдущих дней уже отваливались).
Это один из самых грандиозных соборов, из всех мною виденных. Чувствуется, что работал военный архитектор - Глорму Кассар, собор и в самом деле больше похож на форт. Построен по заказу мальтийских рыцарей между 1573 и 1578 г.
Самая ценная работа - Караваджо "Обезглавливание Иоанна Крестителя" (1608), написана по заказу мальтийского Ордена госпитальеров, кавалером которого художник стал в это же время:
Как утверждают источники, - "единственная известная на данный момент картина с его подписью". Искусствоведы считают, что "фоном для картины послужило изображение тюрьмы из уложения о наказаниях Ордена госпитальеров".
Я не люблю Караваджо, за этот черно-коричневый, без кот. не обходится ни одна из его картин. Но в Риме мы так много его видели, что пришлось завести специальный тэг (по многим любимым художникам у меня нет отдельного тэга, а по не любимому есть!))
За случайное убийство в Риме художник был объявлен вне закона, бежал на Мальту, вступил в орден, однако и там попал в тюрьму. Сбежал (!), каким-то невероятным образом перебрался на Сицилию, где ему помог старый товарищ, Марио Миннити, кот. скорее всего позировал для караваджиевских «Юноша с корзиной фруктов», панно «Музыканты», «Юноша с лютней», «Мальчик, укушенный ящерицей», «Призвание апостола Матфея»:
После множества переездов из города в город, в том числе, в Неаполь, где на него было совершено покушение, переселился поближе к Риму, в ожидании помилования, но так и не дождался, окончив свой земной путь при невыясненных обстоятельствах. Но сейчас все-таки не о Караваджо (его биография никак не укладывается в формат "короткая история"), а о соборе (дальше все картинки википедийные):
Но ни одна фотография не передает его реального величия.
Весь переливается и сверкает как гирлянда, но не дешевой мишурой, а благородным темным золотом.
Главный алтарь, Крещение:
Самая подробная вики-страница - итальянская. Маттиа Прети (1613-1699), караваджист:
Св. Иоанн в темнице:
Георгий Победоносец:
По полу страшно ступать, он весь состоит из могильных плит знаменитых рыцарей ордена, на одной из плит написано что-то вроде: "Сегодня вы ходите по нам, а завтра кто-то пройдет по вам"...
Наиболее выдающиеся личности удостоены персональных памятников, как н.пр. Николас Котонер (1605-1680), 60/61-й Великий магистр ордена госпитальеров:
Или Марк Антонио Дзондадари (1720-1722), 64/65-й Великий магистр:
Восемь часовен посвящены восьми покровителям ордена и соответствуют связанным с ним регионам. Итальянская капелла:
Капелла реликвий рыцарей Арагона и Наварры:
Единственный мой кадр (охранник, чуяла спиной, не приветствовал фотосъемку, даже, когда служба была уже окончена), исключительно "на память", что же и здесь Вася-таки побывал, т.к. успех предприятия был не гарантирован. Пожалуй, в следующий раз все-таки стоит, наверное, не пожалеть 15 евро, чтобы все это рассмотреть поближе...