Римские гиды устраивают целые тематические экскурсии на тему, наверное, хорошо идет. Зависть, ревность, конкуренция, пожалуй, продаются не хуже любви.
История соперничества двух архитекторов стала в каком-то смысле притчей во языцех и эксплуатируется по полной, так что граница между легендами, вымыслом и правдой уже мало кого интересует. Один из сюжетов: противостояние фасада церкви Св. Агнессы Борромини и фонтан Четырех рек Бернини, как будто бы символ Америки, река Ла-Плата, изображенная в виде мавра, пытается поднятой рукой защититься от фасада Борромини, который якобы вот-вот обрушится, а Святая Агнесса с фасада церкви наоборот с неодобрением смотрит на фонтан Бернини (
https://lana-ustinov.livejournal.com/988199.html).
Сравнивать их стоит не на площади Навона, а на Квиринале. Недалеко от перекрестка Четырех фонтанов (
https://lana-ustinov.livejournal.com/1033991.html) стоят две церкви: Св. Карла у четырех фонтанов (также Сан Карлино - потому что маленькая) Борромини и Св. Андрея на Квиринале Бернини, буквально в двух минутах ходьбы друг от друга. Вторая была построена "в ответ на первую".
Беспристрастный ценитель, пожалуй, сочтет их равноценными, пристрастный... Ну тут уж кто как, лично для меня первой в этой паре останется первая. Знаменитая "застывшая волна" на фасаде, появилась 30 лет спустя после начала работы. Закончена она так и не была, архитектор перерезал себе горло (по другим сведениям - проткнул себя шпагой, предварительно уничтожив свои рукописи и рисунки), в приступе отчаяния, скорее всего, из-за того, что почувствовал себя в этом соревновании проигравшим:
Купол не круглый, а овальный:
Вообще вся конструкция выглядит как авангард...
В Сант-Андреа-аль-Квиринале мы попали только со второй попытки.
Она во многом похожа на первую:
Самого Бернини (фото из вики):
в этой истории можно считать победителем... Хотя бы потому, что дольше прожил, и похоронен бьл с почетом в Санта-Мария-Маджоре:
В отличие от самоубийцы Борромини:
Которого похоронить смогли только анонимно, хотя и сделали исключение, поместив его останки в церкви общины флорентийцев, рядом с могилой его учителя Карло Мадерно.
Я не спрашиваю "за кого" вы?) Это риторика... Просто
прошу помочь мне вспомнить подобные пары, даже если дело не доходило до кровопролития.
Моцарт и Сальери - не считается, они не равноценны, кроме того - миф.
Прокофьев и Стравинский? Или все-таки Шостакович? Микеланжело - Рафаэль? Бродский - Евтушенко?
Заглавной картинкой к посту ставлю все-таки фасад Борромини: