Фильм "Покровские ворота".

Jul 08, 2023 17:22


Когда Воланд появился в Москве , ему было любопытно узнать, как внутренне изменились жители города за это время, в итоге он приходит к выводу, что москвичи «люди как люди, квартирный вопрос только их испортил». Подтверждением этой мысли являются также рассказы Зощенко, к примеру, «Нервные люди» и главы из романа Золотой телёнок, посвящённые Вороньей слободке, где жильцы коммунальной квартиры наказали бедолагу Лоханкина , непедагогично отхлестав его розгами по филейным частям за то , что тот постоянно витал в облаках и в мучительных думах о судьбах русской интеллигенции забывал потушить свет в туалете.

Однако если бы Воланд оказался в Москве буквально чуть позже и увидел будни коммуналки из фильма «Покровские ворота» он был бы немало удивлён и даже озадачен произошедшими с людьми переменами. Да и не только Воланд. Думаю, любой наш современник с трудом представляет себя в коммунальной квартире , да ещё в такой , где чужие люди не только не ссорятся , а наоборот живут одним сплочённым коллективом и общаются душевно и интеллигентно , почти по- родственному . И сразу же возникает вопрос, а в чём феномен советского общества , в недрах которого закладывались такие почти идеальные отношения между людьми? . Фильм «Покровские ворота» снимался , когда ещё не было сложных компьютерных эффектов и новомодных артхаусных приёмов , тем не менее режиссура там просто виртуозная . И он получился очень душевным и атмосферным . Это щемящая ностальгия о старой Москве и москвичах .



Уже первые кадры картины проникнуты пронзительной тоской по тем временам и людям. Перед зрителем проплывают картины старой Москвы , с её тесными двориками , шелестящими зелёной листвой бульварами, древними церквушками - и всё это под музыкальное сопровождение душевных песен Булата Окуджавы, воссоздающих лирическую атмосферу уюта старой Москвы .

Вот в кадре крупным планом глаза главного героя фильма , который с какой -то почти щенячьей тоской смотрит , как уничтожают его старый дом, стирают с лица земли его юность, и среди руин под обломками его воспоминаний о далёких счастливых годах жизни можно заметить забытую детскую лошадку и старый патефон , все ещё радостно играющий какую- то бравурную мелодию.nbsp;

В жанровом отношении фильм представляет собой почти уникальную феерию , в которой причудливо соседствуют и атмосфера уюта старой Москвы , с реалиями её жизни , и интеллектуально окрашенные словесные баталии , и элементы эксцентрики, гротеска и даже фарса . И всё это феерическое действо проникнуто пронзительной лиричностью и по -настоящему умным, тонким юмором .

Намертво запоминаются колоритные типажи, воссозданные авторами фильма. Начитанный, ироничный, озорной и влюбчивый Костик. Трогательный ,словно большой ребёнок, совершенно неприспособленный к жизни , неподражаемый в своей рассеянности и витающий в мире высокой поэзии Хоботов . Обладающая бульдожьей хваткой, властная , энергичная , великолепная в своём непробиваемом ханжестве Маргарита Павловна . Преданно бросающийся исполнять все её приказы Савва Игнатьич .Романтичная, чистая и наивная Людочка. И даже мальчик Яша , играющий на старом балконе на скрипочке и с тоской поглядывающий на бегающих во дворе ребят , очень узнаваем . Герои комедии выписаны так , что не возникает ни малейшего сомнения : за каждым стоит определённый типаж из реальной жизни. Все эти милые москвичи живут насыщенной жизнью. Мечтают, влюбляются, совершают ошибки, и становится интересно, как их воспринимают рационально мыслящие современники , многие из которых живут очень практично, трезво , правильно , не совершая великих глупостей . Видимо, настало прагматичное время, коль скоро мужчины , по выражению одного киногероя , перестали лазить в окна к любимым женщинам. О великолепной игре актёров отдельная песня. Фильм получился очень ностальгический и глубокий , он и о Москве , и о любви , и свободе ,и об экзистенциальном кризисе творческой интеллигенции.

В этом фильме столько притягательного и для души : воспоминания о юности , песни Окуджавы, стихи разных поэтов , и для ума : интересные типажи людей и довольно острые споры героев, и для утончённых эстетов - киноманов : необычные авторские находки, когда , например, старинные городские здания проецируются в кадре на новую Москву, и для москвичей : ностальгия по старой Москве , и для любителей тонкого юмора. И вроде бы сказочка и в то же время  не сказочка, потому что очень точные авторские наблюдения, выхваченные из реальной жизни того времени . До мельчайших деталей. Вообще Москве пятидесятых- шестидесятых годов повезло на хорошие фильмы. В этом же ряду киноленты Я шагаю по Москве и Москва слезам не верит.

Как воспринимается фильм современным зрителем?Кто из его героев напоминает вам самого себя? Какие эпизоды и фразы фильма вы считаете самыми крутыми? Почему интеллигентный Хоботов показан таким слабохарактерным? Интеллигент -это звучит гордо в современном мире или слово ругательное? ))Мне кажется,  Хоботов в своём увлечении поэзией просто великолепен. И слабовольность его характера оттого, что он не знает , как ему жить в мире нахрапистых манипуляторов, рядом с которыми он теряется и сдувается , словно воздушный шарик. Сам он чист , непорочен и беззащитен , как князь Мышкин. Таким людям ,, видимо, нужно жить в какой -то искусственно созданной специально под них доброй , неконфликтной среде, чтобы на них никто не нападал и чтобы они чувствовали себя комфортно .

Как изменились сейчас москвичи и что бы сказал о них сейчас Воланд?

мечты, интеллигенция, успех, знакомство, ирония, психология, общение, слабость, литература, конфликт, отношения, кино, Политика, женщина, друзья, Капитализм, музыка, ретро, искусство, подсознание, самооценка, винтаж, юмор, время, любовь, секс, мужчина

Previous post Next post
Up