Когда Воланд появился в Москве , ему было любопытно узнать, как внутренне изменились жители города за это время, в итоге он приходит к выводу, что москвичи «люди как люди, квартирный вопрос только их испортил». Подтверждением этой мысли являются также рассказы Зощенко, к примеру, «Нервные люди» и главы из романа Золотой телёнок, посвящённые Вороньей слободке, где жильцы коммунальной квартиры наказали бедолагу Лоханкина , непедагогично отхлестав его розгами по филейным частям за то , что тот постоянно витал в облаках и в мучительных думах о судьбах русской интеллигенции забывал потушить свет в туалете.
Однако если бы Воланд оказался в Москве буквально чуть позже и увидел будни коммуналки из фильма «Покровские ворота» он был бы немало удивлён и даже озадачен произошедшими с людьми переменами. Да и не только Воланд. Думаю, любой наш современник с трудом представляет себя в коммунальной квартире , да ещё в такой , где чужие люди не только не ссорятся , а наоборот живут одним сплочённым коллективом и общаются душевно и интеллигентно , почти по- родственному . И сразу же возникает вопрос, а в чём феномен советского общества , в недрах которого закладывались такие почти идеальные отношения между людьми? . Фильм «Покровские ворота» снимался , когда ещё не было сложных компьютерных эффектов и новомодных артхаусных приёмов , тем не менее режиссура там просто виртуозная . И он получился очень душевным и атмосферным . Это щемящая ностальгия о старой Москве и москвичах .
Уже первые кадры картины проникнуты пронзительной тоской по тем временам и людям. Перед зрителем проплывают картины старой Москвы , с её тесными двориками , шелестящими зелёной листвой бульварами, древними церквушками - и всё это под музыкальное сопровождение душевных песен Булата Окуджавы, воссоздающих лирическую атмосферу уюта старой Москвы .
Вот в кадре крупным планом глаза главного героя фильма , который с какой -то почти щенячьей тоской смотрит , как уничтожают его старый дом, стирают с лица земли его юность, и среди руин под обломками его воспоминаний о далёких счастливых годах жизни можно заметить забытую детскую лошадку и старый патефон , все ещё радостно играющий какую- то бравурную мелодию.nbsp;
В жанровом отношении фильм представляет собой почти уникальную феерию , в которой причудливо соседствуют и атмосфера уюта старой Москвы , с реалиями её жизни , и интеллектуально окрашенные словесные баталии , и элементы эксцентрики, гротеска и даже фарса . И всё это феерическое действо проникнуто пронзительной лиричностью и по -настоящему умным, тонким юмором .
Намертво запоминаются колоритные типажи, воссозданные авторами фильма. Начитанный, ироничный, озорной и влюбчивый Костик. Трогательный ,словно большой ребёнок, совершенно неприспособленный к жизни , неподражаемый в своей рассеянности и витающий в мире высокой поэзии Хоботов . Обладающая бульдожьей хваткой, властная , энергичная , великолепная в своём непробиваемом ханжестве Маргарита Павловна . Преданно бросающийся исполнять все её приказы Савва Игнатьич .Романтичная, чистая и наивная Людочка. И даже мальчик Яша , играющий на старом балконе на скрипочке и с тоской поглядывающий на бегающих во дворе ребят , очень узнаваем . Герои комедии выписаны так , что не возникает ни малейшего сомнения : за каждым стоит определённый типаж из реальной жизни. Все эти милые москвичи живут насыщенной жизнью. Мечтают, влюбляются, совершают ошибки, и становится интересно, как их воспринимают рационально мыслящие современники , многие из которых живут очень практично, трезво , правильно , не совершая великих глупостей . Видимо, настало прагматичное время, коль скоро мужчины , по выражению одного киногероя , перестали лазить в окна к любимым женщинам. О великолепной игре актёров отдельная песня. Фильм получился очень ностальгический и глубокий , он и о Москве , и о любви , и свободе ,и об экзистенциальном кризисе творческой интеллигенции.
В этом фильме столько притягательного и для души : воспоминания о юности , песни Окуджавы, стихи разных поэтов , и для ума : интересные типажи людей и довольно острые споры героев, и для утончённых эстетов - киноманов : необычные авторские находки, когда , например, старинные городские здания проецируются в кадре на новую Москву, и для москвичей : ностальгия по старой Москве , и для любителей тонкого юмора. И вроде бы сказочка и в то же время не сказочка, потому что очень точные авторские наблюдения, выхваченные из реальной жизни того времени . До мельчайших деталей. Вообще Москве пятидесятых- шестидесятых годов повезло на хорошие фильмы. В этом же ряду киноленты Я шагаю по Москве и Москва слезам не верит.
Как воспринимается фильм современным зрителем?Кто из его героев напоминает вам самого себя? Какие эпизоды и фразы фильма вы считаете самыми крутыми? Почему интеллигентный Хоботов показан таким слабохарактерным? Интеллигент -это звучит гордо в современном мире или слово ругательное? ))Мне кажется, Хоботов в своём увлечении поэзией просто великолепен. И слабовольность его характера оттого, что он не знает , как ему жить в мире нахрапистых манипуляторов, рядом с которыми он теряется и сдувается , словно воздушный шарик. Сам он чист , непорочен и беззащитен , как князь Мышкин. Таким людям ,, видимо, нужно жить в какой -то искусственно созданной специально под них доброй , неконфликтной среде, чтобы на них никто не нападал и чтобы они чувствовали себя комфортно .
Как изменились сейчас москвичи и что бы сказал о них сейчас Воланд?